Решение о предоставлении жилья



Дело № 2-399/2011

                                                   Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА                                                                            г.Куса

Кусинский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи     Нихороших Н.В.,

при секретаре                                 Маловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах Белоножкова А.В. к Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области об обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

              Прокурор Кусинского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Белоножкова А.В. к администрации Кусинского муниципального района об обязании предоставить Белоножкову А.В. жилое помещение не ниже установленных социальных норм до 1 декабря 2011 года. В обоснование своих требований указал, что Белоножков А.В. распоряжением Главы Кусинского района № 139 от 29.04.2002 года поставлен на регистрационный учет на получение жилья, в связи с имеющимся статусом, относящимся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющего закрепленного за ним жилого помещения. В июне 2011 г. Белоножков А.В. окончил обучение в ГОУ НПО ПУ - 36 п.Магнитка.

               

              В судебном заседании помощник прокурора Кусинского района Семёнов Д.А. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным выше.

              Белоножков А.В. исковые требования прокурора просил удовлетворить, суду пояснил, что является сиротой, собственного жилья не имеет, проживает в доме старшего брата.

              Представитель ответчика Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области Лукъянова Т.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что Белоножков А.В. с заявлением о постановке его на учет на внеочередное получение жилой площади как лицо из категории детей-сирот после исполнения 18 летнего возраста в Администрацию не обращался, поэтому на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, соответственно не имеет права на внеочередное получение жилья.               

           

Представители Министерства финансов в Челябинской области, и Министерства социальных отношений Челябинской области, привлеченные по делу в качестве соответчиков, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд письменные отзывы и просили рассмотреть дело в их отсутствие с направлением копий решения суда в их адрес (л.д. 20-23).

Из письменного отзыва Министерства социальных отношений в Челябинской области следует, что полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан переданы органам местного самоуправления на основании Закона Челябинской области от 22.12.2005 г № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 г. № 273 утвержден «Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма. Согласно чему дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления. Городским округам и муниципальным районам Челябинской области ежегодно выделяются субвенции из областного бюджета на осуществление названных государственных полномочий ( л.д.22).

Согласно письменному отзыву Министерства финансов Челябинской области следует, что в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно Закону Челябинской области от 25.10.2007 г. № 212-ЗО « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области. Приобретение жилых помещений для детей сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд. Законом Челябинской области от 26.11.2009 г. № 510-ЗО «Об областном бюджете на 2010 год» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 150545,52 руб. в виде субвенций муниципальным образованиям, в том числе Кусинскому муниципальному району 1 643,5 тыс. руб. Законом Челябинской области от 30.11.2010 г. № 19-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 212210,74 руб. в виде субвенций муниципальным образованиям, в том числе Кусинскому муниципальному району 8500,13 тыс. руб. ( л.д. 20).

           Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения Кусинского муниципального района Хабалкина Ю.О. в судебном заседании просила требование прокурора Кусинского района удовлетворить.

            

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся ответчиков.               

             

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Белоножков А.В., ДАТА года рождения относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на регистрационный учет на получения жилья во внеочередной список 18 апреля 2002 года на основании распоряжение Главы Администрации Кусинского района Челябинской области от 29.04.2002 г. № 139 (л.д. 6, 7об), закрепленного за ним жилого помещения не имеет. 28 июня 2011 года Белоножков А.В. окончил государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «профессиональное училище № 36» р.п.Магнитка и получил диплом (л.д.7об.).

           Согласно ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии со ст. 8 ФЗ Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 указанной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственнымиполномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 года № 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа
жилыми помещениями по договору социального найма. В соответствии с вышеназванным Порядком обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение, обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по договору социального найма - сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно и по месту выявления и первичного устройства.Жилое помещение для детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.

Согласно п. 4 вышеуказанного Порядка за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений. В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях.

В связи с чем довод представителя ответчика администрации Кусинского района Челябинской области о том, что Белоножков А.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку гарантированная законом возможность Белоножкова А.В. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, получить меры социальной поддержки со стороны государства не может быть поставлена в зависимость от осуществления либо неосуществления должностными лицами действий по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Более того, в силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 169-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Аналогичные положения содержатся в ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семьи». Следовательно, до достижения Белоножковым А.В. возраста 23-х лет, он вправе претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению его жильем.

Удовлетворяя требования истца о предоставлении Белоножкову А.В. жилого помещения, суд считает, что указанный в исковом заявлении срок до 01 декабря 2011 года является не достаточным для реального исполнения решения суда, при этом суд учитывает, время судебного разбирательства, право сторон на кассационное обжалование, а так же время необходимое для проведения процедуры приобретения органами местного самоуправления жилья, регистрации права, заключения договора социального найма, и считает возможным обязать Администрацию Кусинского муниципального района Челябинской области предоставить Белоножкову А.В. жилое помещение в срок до 01 марта 2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

            Исковые требования прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах Белоножкова А.В. удовлетворить.

             Обязать Администрацию Кусинского муниципального района Челябинской области в срок до 01 марта 2012 года предоставить Белоножкову А.В. благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами, общей площадью не менее установленной нормы предоставления в Кусинском городском поселении Челябинской области, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.

                

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд Челябинской области в течение 10 дней, со дня составления решения в окончательной форме.

           Председательствующий                                                Н.В.Нихороших