Решение о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-413/2011

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАТА                                                                                            г.Куса

Кусинский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Нихороших Н.В.,

При секретаре Маловой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Рязановой Н.И. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ Кусинского района о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии,

    

                                                  У С Т А Н О В И Л:

         Рязанова Н.И. обратилась в суд с иском Государственному учреждению- управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кусинском районе Челябинской области ( далее ГУ УПФР в АДРЕС) о признании незаконным отказа ответчика в назначении ей трудовой пенсии по старости, не включении в специальный трудовой стаж периодов:

- с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА нахождении истицы в учебные отпуска;

с ДАТА по ДАТА - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет после ДАТА;

об обязании включить указанные периоды в специальный стаж и назначить пенсию по старости с ДАТА.

В обоснование заявленных требований Рязанова Н.И. указала, что в спорные периоды она осуществляла педагогическую деятельность, находилась в учебных отпусках, в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет, который начался до ДАТА, считает, что на момент обращения в ГУ УПФР в Кусинском районе Челябинской области) ДАТА ею было выработано 25 лет специального стажа, а не 24 года 6 месяцев и 18 дней, как в отказе указал ответчик.

        В судебном заседании истец Рязанова Н.И. поддержала исковые требования в полном объеме.

       Представитель ответчика УПФ РФ Кусинского района Сунгурова Л.Н. исковые требования Рязановой Н.И. не признала и пояснила, что они необоснованны и удовлетворению не подлежат. Поддержала письменный отзыв согласно которому, по состоянию на ДАТА специальный стаж Рязановой Н.И. составляет 24 года 6 месяцев 18 дней, что менее установленной законом продолжительности специального стажа. Учебные отпуска с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА не подлежат включению в специальный стаж, так как не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, документов для подтверждения периодов работы после регистрации в качестве застрахованного лица является выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Согласно сведениям ИЛС Рязановой Н.И. спорные периоды отражены общими условиями, т.е. не содержат кода на льготное пенсионное обеспечение. Начиная с ДАТА периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестали включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», данные периоды также не поименованы. В связи с чем, оснований для включения в спецстаж Рязановой Н.И. спорных периодов с ДАТА. по ДАТА (отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет) не имеется.

        Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-Ф3) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

      

         Судом установлено, что Рязанова Н.И. ДАТА обратилась в УПФР по Кусинскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Согласно протоколу Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Кусинском районе № 125 от 31.08.2011г. стаж на соответствующих видах работ, связанных с педагогической деятельностью, на момент обращения истца составил 24 года 06 месяцев 18 дней (л.д. 14-15). Из специального трудового стажа Рязановой Н.И. исключены следующие периоды работы:

- учебные отпуска с ДАТА по ДАТАг., с ДАТА по ДАТАг.;

-период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с ДАТА по ДАТАг., поскольку периоды наступили после ДАТА, времени вступления в силу Закона РФ от ДАТА НОМЕР « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ.

            Решением комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кусинском районе Челябинской области НОМЕР от ДАТА истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ ( л.д.13).

В судебном заседании установлено: Рязанова Н.И. с ДАТА начала свою педагогическую деятельность, в спорные периоды истица работала в в Октябрьской восьмилетней школе в должности учителя начальных классов (с ДАТА по ДАТА), учителем истории и обществознания средней общеобразовательной школы НОМЕР с ДАТА по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.8-11), справками из школы НОМЕР и управления образования( л.д.17-18). Согласно справки Управления образования Кусинского муниципального района от ДАТА Рязанова Н.И. с ДАТА по ДАТА находилась в отпуске по уходу ха ребенком до 3-х лет (л.д.18). Согласно приказу НОМЕР от ДАТА МОУ средней общеобразовательной школы НОМЕР АДРЕС Рязанова Н.И. с ДАТА по ДАТА и приказу НОМЕР от ДАТА МОУ средней общеобразовательной школы НОМЕР АДРЕС Рязанова Н.И. с ДАТА по ДАТА находилась в учебных отпусках (л.д.17,21-22). В рамках Договора НОМЕР Ц от ДАТА «О целевой подготовке специалиста на заочном отделении», заключенного между Челябинским государственным педагогическим университетом, имеющим государственную аккредитацию, и МОУ СОШ НОМЕР и Рязановой Н.И. в период с ДАТА по ДАТА осуществлялась подготовка целевика Рязановой Н.И. по специальности «История» (л.д.20, 28-39).

Доводы ответчика о том, что в периоды нахождения в учебных отпусках Рязанова Н.И. не осуществляла педагогическую деятельность, не выполняла норму рабочего времени, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении.

Из материалов дела следует, что учебные отпуска Рязановой Н.И. в период с с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА истице предоставлялись при осуществлении ею педагогической деятельности, истица обучалась в имеющем государственную аккредитацию Челябинском государственном педагогическом университете по специальности «История», при этом в период обучения работодателем на время дополнительных отпусков за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодателем производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах время нахождения Рязановой Н.И. в учебных отпусках с ДАТА по ДАТА ( 19 дней) и с ДАТА по ДАТА ( 4 месяца 05 дней), а всего 4 месяца 24 дня подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право для досрочного назначения ей пенсии в связи с педагогической деятельностью, при таких обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что спорные периоды ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА в выписке из лицевого счета застрахованного лица указаны без кода на льготное пенсионное обеспечение, сами по себе не влияют на обоснованность требований истицы.

Суд, признавая обоснованным требование Рязановой Н.И. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДАТА по ДАТА, учитывает, что до введения в действие Закона Российской Федерации от ДАТА НОМЕР «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Затем право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающихся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

С учетом изложенного, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком у истицы начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, то период с ДАТА по ДАТА подлежит включения в специальный стаж Рязановой Н.И., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, с учетом включенных судом периодов с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, специальный стаж Рязановой Н.И. в совокупности с принятым к зачету ответчиком на день обращения истца в ГУ УПФР в Кусинском районе Челябинской области ДАТА составляет 25 лет = ( 24 года 6 месяцев 18 дней ( установленный ответчиком стаж) + период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДАТА по ДАТА ( 18 дней) + учебные отпуска с ДАТА по ДАТАг. ( 19 дней) + с ДАТА по ДАТАг. (4 месяца 05 дней), право истца на пенсию возникло с ДАТА.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                       

                                                      Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рязановой Н.И. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ Кусинского района Челябинской области удовлетворить.

Включить в специальный стаж Рязановой Н.И. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДАТА по ДАТА ( 18 дней), учебные отпуска с ДАТА по ДАТА ( 19 дней), с ДАТА по ДАТА ( 4 месяца 05 дней), а всего 5 месяцев 12 дней.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Кусинском районе Челябинской области назначить Рязановой Н.И. досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДАТА.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Кусинский районный суд АДРЕС в течение 10 дней, со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий     Н.В. Нихороших.