Дело № 2-244/2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Куса ДАТА Кусинский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Нихороших Н.В., при секретаре Кунакбаевой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского муниципального района, об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора и организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кусинского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образовании Злоказовское сельское поселение, о признании бездействий администрации Петрозаводского сельского поселения в части допущенных нарушений природоохранного законодательства незаконными и об обязании произвести размещение, эксплуатацию свалки в соответствии с требованием природоохранного законодательства, оформить надлежащим образом документы на земельные участки, на которых расположены объекты, указав в заявлении следующее. В ходе проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства в области охраны природы было установлено, что на территории Злоказовского сельского поселения в северной части села, район бывшего лесхоза, по направлению автодороги Злоказово-Каскиново, имеется свалка, находящаяся в ведении администрации, однако землеотводные документы на этот земельный участок в отсутствии уважительных причин не оформлены, санитарно-эпидемиологические заключения на земельный участок, предназначенный для сбора отходов не получен, на свалке отсутствуют переносные сетчатые ограждения, минерализованная полоса, траншея по периметру свалки, что приводит к затоплению части территории ливневыми водами.Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории сельского поселения и создает опасность причинения вреда окружающей природной среде. В судебном заседании помощник прокурора Кусинского района Челябинской области Асманова О.В., уточнила требования, просила признать бездействия администрации Злоказовского сельского поселения в части допущенных нарушений природоохранного законодательства незаконными и обязать администрацию Злоказовского сельского поселения организовать процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Злоказовского сельского поселения. Глава администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского муниципального района Сазонова Т.В. признавая, что на территории муниципального образования «Злоказовское сельское поселение» действительно централизованно не организован сбор и вывоз мусора, сослалась на отсутствие в муниципальном образовании управляющей компании, которая бы организовала сбор мусора, а так же отсутствие денежных средств в бюджете. Тем не менее, она принимает все возможные меры к этому, организует субботники по очистке территории от мусора, о чем письменными объявлениями извещает жителей муниципального образования, договаривается с индивидуальными предпринимателями и жителями села, имеющими транспорт о вывозе мусора на свалку на безвозмездной основе, обращалась с письменным заявлением к заместителю Главы Кусинского муниципального района об оказании помощи по уборке мусора. В остальное время жители муниципального образования, предприятия и организации, расположенные на его территории вывозят мусор своими силами. Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Кусинского района Челябинской области Асмановой О.В., заинтересованного лица Главы администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Сазоновой Т.В., исследовав материалы дела, находит заявление прокурора Кусинского района Челябинской области подлежащим удовлетворению. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.ст. 14,15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03. 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий определена санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г № 4690-88. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Судом установлено, что постановлением главы Кусинского муниципального района № 432 от 30.12.2005 года, утвержден акт выбора земельного участка № 51 от 07.09.2005 года для строительства полигона централизованного сбора обезвреживания и захоронения(хранения) промышленных, бытовых отходов на территории Злоказовского сельского поселения (л.д.36,39). Участок площадью 7689 кв.м. находится справа на расстоянии 50-100м. от автодороги в д.Каскиново (л.д.6-7). На территории Злоказовского сельского поселения в нарушение установленных санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-881) не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, не определены места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе. Размещение свалки требованиям Санитарных Правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2001 г. № 16 не отвечает. Вышеуказанное было подтверждено в судебном заседании показаниями Главы Злоказовского сельского поселения, а также подтверждается актом обследования территории муниципального образования Злоказовское сельское поселение от 12.05.2011 г., составленного помощником прокурора Кусинского района Путяйкиным С.Н. и ведущим специалистом по делам ГО ЧС и экологии администрации Кусинского муниципального района Пересыпкиным С.А.(л.д.8). Поскольку администрация Злоказовского сельского поселения на территории муниципального образования не организовала сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, суд считает необходимым принудить ответчиков выполнить обязанности, возложенные на них федеральным законодательством. При этом учитывает, что выполнение этих функций закон не связывает с наличием финансовых средств у органа местного самоуправления Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, обязание ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с бытовыми отходами и отходами производства может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию муниципального образования Злоказовское сельское поселение организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Злоказовское сельское поселение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд Челябинской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Н.В.Нихороших