Решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2- 121/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА г. Куса

Кусинский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Н.В.,

при секретаре Симоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храпуцких С.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в Кусинском районе о включении в специальный страж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

Храпутских С.А. обратилась в суд с иском к УПФР в Кусинском районе о включении в ее специальный трудовой стаж в льготном исчислении следующих периодов: с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА - курсы повышения квалификации; с ДАТА по ДАТА - больничный лист по беременности и родам, с ДАТА по ДАТА - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДАТА по ДАТА- отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет 1 год и 3 месяца за 1 год работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости. Свои требования мотивировала тем, что ДАТА она обратилась в УПФР в Кусинском районе о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что имеет специальный стаж для выхода на пенсию, так как осуществляла лечебную или иную деятельность по охране здоровья. УПФР в Кусинском районе отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не включило в стаж в льготном исчислении спорные периоды работы, с чем она не согласна. В период нахождения на курсах повышения квалификации сохраняется заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Кроме того, на курсах повышения квалификации она подтверждает свою квалификацию, что необходимо для ее работы. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в тот период времени действовал Кодекс законов о труде, который засчитывал данные периоды в льготном исчислении.

В судебном заседании истец Храпутских С.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше, дополнив, что на курсы повышения квалификации с отвлечением от работы она была направлена работодателем дважды: в 2005 г. и 2010 г. Иных курсов повышения квалификации без отрыва от основанной работы не было.

В судебном заседании представители УПФР в Кусинском районе Подшивалова М.И., Мурдасова О.А. исковые требования не признали, поддержали письменный отзыв, согласно которому, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж истца, так как данные периоды не поименованы в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с вытекающими отсюда правовыми последствиями. Для медицинских работников установлено условие - выполнение в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством для соответствующих должностей и других условий в зависимости от должности и учреждения, где протекала работа, а не какой-либо иной деятельности, когда отсутствует факт непосредственной работы. В соответствии со ст.13.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ документом для подтверждения периодов работы после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Согласно сведениям ИЛС Храпутских С.А. периоды нахождения на курсах повышения квалификации отражены общими условиями, т.е. не содержат когда на льготное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что в соответствии со ст.25 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, предоставляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, оснований для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, не имеется ( л.д. 18-19 ). В судебном заседании представители УПФР в Кусинском районе дополнительно указали, что они сомневаются в достоверности сведений, представленных работодателем, так как в ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец указала, что на курсах повышения квалификации она была также помимо тех периодов, которые указаны в заявлении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требованиий относительно предмета спора ММЛПУЗ «Кусинская центральная районная больница», привлеченный по ходатайству УПФР в Кусинском районе, Белугина О.В. указала, что Храпутских С.А. работает зубным врачом в сельской местности, имеются приказы о ее направлении на курсы повышения квалификации в 2005 г., 2010 г. Периоды отпусков без сохранения заработной платы, иных курсов повышения квалификации, в книгах приказов, иных документах, не обнаружено.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения назначаются досрочно лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к досрочной утрате профессиональной трудоспособности до достижения ими общеустановленного возраста, и тем самым носят компенсационный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального законалицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено: ДАТА Храпутских С.А. обратилась в УПФР в Кусинском районе с заявлением о назначении пенсии. 18 марта 2011 года УПФР в Кусинском районе отказало Храптских С.А. в назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» № 173 -ФЗ от 17 декабря 2001 г., по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с медицинской и иной деятельностью по охране здоровья населения не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДАТА по ДАТА, в отпуске по уходу за ребенком с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, включены в специальный стаж календарно. Установлен стаж на соответствующих видах работ Храпутских С.А. на момент обращения, с учетом Постановления КС №2-П от 29.01.2004г. - 24 год 09 мес. 10 дней, с учетом Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 гг. 22 г. 05 мес. 02 дн. ( л.д. 10-15).

Согласно трудовой книжке Храпутских С.А. с ДАТА работает зубным врачом в Злоказовской участковой больнице ( л.д. 7-9).

В соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;.

Требование Храпутских С.А. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА ( 52 дня) в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 мес. ( 2 мес. 02 дня ) подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы ( должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Запрета на включение в льготном исчислении периода нахождения на курсах повышения квалификации в действующем законодательстве не предусмотрено. Храпутских С.А. в указанные периоды работала зубным врачом в Злоказовской участковой больнице была направлена работодателем в г. Челябинск с целью усовершенствования « Стоматологическая помощь населению» ( л.д.28-29 ).

Требование Храпутских С.А. о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДАТА по ДАТА, в отпуске по уходу за ребенком с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА в льготном исчислении, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Запрета на включение в льготном исчислении периода отпуска по беременности и родам, который относится к случаям временной нетрудоспособности и за который начисляется социальное пособие, в действующем законодательстве не содержится.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости ст. 27, 28 Закона №173-ФЗ, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года ( времени вступления в законную силу Закона № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Пункт 5 Положения о порядке исчисления стажа для назначений пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 позволяет зачесть время нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж в льготном исчислении 1 месяц работы за 1, 2 месяца, поскольку в указанный период истец работала зубным врачом в сельской местности, в Злоказовской участковой больнице.

Данный вывод не противоречит п. 6 Разъяснения Государственного комитета СССР по труду по социальным вопросам, секретариата Всесоюзного центра совета профессиональных союзов от 06.07.1982 г. №7/10-30, действовавшего в период предоставления отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, в соответствии с которым во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска. В дальнейшем данное положение было сохранено в п.7 Постановления Государственного комитата СССР по труду и социальным вопросам от 29.11.1989 г. № 375/24-11.

Согласно Постановлению Конституционного суда №2-П от 29.01.2004 г. при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введение в действие нового правового регулирования. Спорный период составляет - 1 г. 09 мес.16 дней календарно, в льготном исчислении- 02 г. 01 мес. 03 дн, не зачтено 03 мес. 17 дн.

На момент обращения в УПФР в Кусинским районе с заявлением ДАТА истцом Храпутских С.А. выработано более 25 лет ( не оспариваемый период 24 года 09 мес. 10 дн. + не учтенные периоды 02 мес. 2 дн.+ 03 мес. 17 дн.). В соответствии со ст. 19 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия подлежит назначению с момента подачи заявления о ее назначении, то есть с ДАТА.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Кусинском районе зачесть в специальный стаж Храпуцких С.А. в льготном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДАТА по ДАТА, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Кусинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения по делу.

Председательствующий: подпись Н.В. Андреева

Копия верна. Судья:

Секретарь: