Дело №2-495/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Половниковой Т.В.
при секретаре Даниловой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по исковому заявлению Величутиной Т.В. к <данные изъяты> о назначении трудовой пенсии по старости досрочно,
у с т а н о в и л:
Величутина Т.В. обратилась в суд с иском к <данные изъяты> о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с тем, что работала более 10 лет на работе с тяжелыми условиями труда в <данные изъяты> Однако в досрочном назначении ей трудовой пенсии ответчиком было отказано, поскольку у нее отсутствует необходимая продолжительность специального стажа, требуется 10 лет. Считает, что коллегиальным решением <данные изъяты> неправомерно не зачтены в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты>. Просит включить указанные периоды в специальный стаж, за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Величутина Т.В. исковые требования поддержала, пояснила, что обратилась в <данные изъяты> за досрочным назначением трудовой пенсии в связи с работой, связанной с тяжелыми условиями труда. Не согласна с решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано в назначении пенсии досрочно, так как не подтвержден факт занятости по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня, поэтому нет специального стажа. С ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты> в <данные изъяты>, работала полный рабочий день с больными с нервно-психическими заболеваниями. В обязанности входило: принять больных, обеспечить их работой, следить за их работой, за их состоянием здоровья, раздавать таблетки, витамины, которые были назначены врачом, вести карточки наблюдения за выполнением трудовых функций, оказывать первую медицинскую помощь, если это требовалось. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в качестве <данные изъяты>. Ее обязанности не изменились, изменилось только наименование должности. Считает, что ответчиком необоснованно не зачтены данные периоды в её специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Представитель <данные изъяты> ФИО5 иск не признала, пояснив, что в зачете в специальный стаж спорных периодов работы Величутиной Т.В., в назначении трудовой пенсии досрочно отказано законно, т.к. её специальный стаж составляет 5 месяцев 5 дней при необходимом стаже работы с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет. Периоды работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты>, не включены в специальный стаж правомерно, поскольку в соответствии с нормами законодательства необходимо документальное подтверждение занятости в должностях младшего или среднего медицинского персонала и постоянное выполнение работ по непосредственному обслуживанию больных в соответствующих учреждениях здравоохранения. Как видно из пояснений истца, свидетелей, кроме раздачи таблеток и ведения карточки наблюдения за выполнением трудовых функций, а не за состоянием больных, истец других функций, относящихся к непосредственному обслуживанию больных, не выполняла. В лечебно-трудовые мастерские направлялись пациенты со стойкой ремиссией, а также больные, которые наблюдались амбулаторно. Никакой лечебной деятельности Величутиной не производилось. Инструктор по трудовой терапии, медсестра по трудовой терапии в Перечне должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, не предусмотрены. Кроме того, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая в качестве <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем Величутиной значатся лечебно-трудовые мастерские, что не отнесено к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по старости досрочно в связи с тяжелыми условиями труда.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно отзыву, исковые требования Величутиной Т.В. поддерживает полностью, считает, что право на досрочную трудовую пенсию по старости дает не только выполнение установленной списками работы по определенной должности (профессии) при определенных условиях труда, но и наименование учреждения, отрасли, в которой эта работа выполняется. Весь медицинский персонал <данные изъяты> входит в штат государственного учреждения «<данные изъяты>», оказывающего психиатрическую помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, лечебно – производственные мастерские являются обособленным подразделением <данные изъяты> без права юридического лица. Инструктор по трудовой терапии и медсестра по трудовой терапии заняты полный рабочий день по обслуживанию психических больных, в их обязанности входит организация, проведение трудовой терапии психически больных, склонных к суициду, нападению, припадкам, постоянное осуществление за ними надзора – относится к категории среднего медицинского персонала. Считает отказ <данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу необоснованным.
Выслушав объяснения сторон, их представителей, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Величутиной Т.В. к <данные изъяты> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Величутина в ДД.ММ.ГГГГ окончила полный курс <данные изъяты> и ей присвоена квалификация «<данные изъяты>» (диплом №, выданный ДД.ММ.ГГГГ).
Как видно из трудовой книжки истца, она с ДД.ММ.ГГГГ переведена с должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена из <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>
Из материалов дела усматривается, что Величутина Т.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <данные изъяты> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно. Ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, исключив из специального стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, т.к. Списком № 2, раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» пункт № 2260000в, предусмотрены должности среднего и младшего медицинского персонала, занятые непосредственным обслуживанием больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях, а также в психиатрических (психоневрологических) отделениях домов ребенка. Факт занятости по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня не подтвержден.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи Федерального Закона установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ №537 от 18.07.2002г. "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", при назначении пенсии по ст.27 названного Закона применяются Списки №1,2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, к периодам работы до 01.01.1992г. применяются Списки №1,2, утв. Постановлением СМ СССР от 22.08.1956г. №1173 наравне со Списками №1,2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26.01.1991г.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2 (раздел XXIV, пункт «в», позиция 2260000в), утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, имеют средний и младший медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка.
В соответствии с п.2.11 Устава <данные изъяты>», зарегистрированного постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о <данные изъяты>, целью деятельности которых является применение различных видов труда в целях лечебного воздействия на психического больного, его трудоустройства, повышение его психического тонуса и создание благоприятных условий для достижения стойких ремиссий.
Штатным расписанием работников аппарата управления хозяйственно-обслуживающего персонала на ДД.ММ.ГГГГ, в разделе № 2 «Штаты работников, не относящихся к аппарату хозяйственно-обслуживающего персонала» <данные изъяты> имеет 4 штатных единицы трудоинструктора.
В соответствии с должностными обязанностями, утвержденными главным врачом <данные изъяты>, в обязанности <данные изъяты> входит организация и проведение по назначению врачей трудовой терапии с больными отделения, инструктаж их и наблюдение за ними. <данные изъяты> берет больных для работы вне отделения с ведома дежурной медицинской сестры, осуществляет надзор и инструктаж во время проведения работы, после окончания которой сопровождает их обратно в отделение и сдает постовой мед.сестре, ведет письменный учет проводимой работы и дневник наблюдения за больными по указанию врачей.
Постановлением Минтруда РФ от 27.08.1997 № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» <данные изъяты> относится к специалистам со средним профессиональным образованием (средний медицинский и фармацевтический персонал) 5-6 разрядов, в должностные обязанности которого входит: проводить работу с больными по трудовой терапии в соответствии с назначениями врача, переводя их от простых к более сложным трудовым процессам, подготавливать для больного рабочее место и обеспечивать его сырьем, материалами, инструментами и оборудованием, осуществлять контроль за обеспечением больных безопасными условиями труда и выполнением ими методов и приемов труда, вести по установленным формам ежедневный учет расходования сырья и материалов, использования инструментов и хранения остатков сырья, материалов и готовой продукции.
Допрошенная ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании свидетель ФИО6 показала, что с ДД.ММ.ГГГГ она была временно принята на период декретного отпуска Величутиной <данные изъяты>, в ее обязанности входило обучать больных, следить за их поведением и работой, раздавать материал для работы, раздавать таблетки, назначенные врачом, следить за их здоровьем, с ДД.ММ.ГГГГ года была переведена на должность <данные изъяты>, но ее должностные обязанности не изменились.
Свидетель ФИО7, допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, суду показала, что работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, работала с Величутиной Т.В. в одном цехе, в ее обязанности входило обучение больных, Величутина Т.В. наблюдала за состоянием и поведением больных, вела карточки наблюдения за выполнением трудовых функций.
Показания свидетелей соответствуют записям в их трудовых книжках, и у суда нет оснований не доверять им.
Согласно справки №, выданной <данные изъяты>», Величутина Т.В. работала полный рабочий день в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, непосредственно обслуживала психически больных полный рабочий день.
В расчетных ведомостях по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ. Величутина Т.В. значится как «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», начислялось 25% тарифной ставки за вредные условия труда.
Согласно карточкам – справкам за ДД.ММ.ГГГГ., Величутина Т.В. значится как <данные изъяты>, ей производилась доплата за вредные условия труда.
Согласно карточкам-справкам за ДД.ММ.ГГГГ., Величутина с ДД.ММ.ГГГГ значится <данные изъяты>, производилась доплата в размере 25% за вредные условия труда.
В расчетных ведомостях по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ. Величутина Т.В. значится как <данные изъяты>, указана доплата к заработной плате.
Согласно заключениям экспертизы об условиях труда № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, характер и условия труда Величутиной Т.В. в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствуют характеру и условиям труда <данные изъяты>, постоянно занятого обслуживанием больных, страдающих психическими расстройствами, за исключением периодов, не входящих в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии на льготных условиях (отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком).
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007г. №526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» должности <данные изъяты> отнесены к профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал».
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что истец работала в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, и в течение полного рабочего дня была занята непосредственным обслуживанием психических больных.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Величутина Т.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, что подтверждается приказом главного врача <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Величутина Т.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, что подтверждается приказами главного врача <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
С учетом изложенного, анализируя все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что характер, условия и специфика выполняемой Величутиной Т.В. работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ позволяет включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Величутина Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, и на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ за назначением пенсии достигла возраста <данные изъяты> (паспорт №).
По представленной Величутиной Т.В. трудовой книжке видно, что её общий (страховой) стаж более 20 лет.
Суд считает необоснованным отказ ответчика во включении периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты>, за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в её специальный стаж.
Таким образом, специальный стаж работы Величутиной Т.В. с учетом засчитанного ответчиком 5мес.5дней, составляет свыше 10 лет.
В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее.
Суд считает, что право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно возникло у истца с ДД.ММ.ГГГГ и считает необходимым назначить пенсию с этого времени.
Расходы по уплате Величутиной Т.В. госпошлины в сумме 200 руб. согласно ст.98 ГПК РФ, подлежат возмещению с <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Величутиной <данные изъяты> к <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> назначить Величутиной <данные изъяты> трудовую пенсию по старости досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж работы, дающий право на назначение пенсии досрочно, в соответствии со Списком №2, периоды ее работы в <данные изъяты> полный рабочий день постоянно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>
Взыскать с <данные изъяты> в пользу Величутиной <данные изъяты> расходы по уплате госпошлины в сумме 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Куртамышский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.В. Половникова