решение по делу



Дело № 2-494/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куртамышский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Гладковой Н.А.

с участием прокурора Худорожковой Н.В.

при секретаре Горновой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Куртамышского района в интересах Лысых И.А., Коновцевой С.Н., Комарова В.В., Ходосовой А.А., Макуха Г.П., Крюковой Т.И. к МОУО «<данные изъяты>», <данные изъяты> о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления и взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куртамышского района обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Лысых И.А., Коновцевой С.Н., Комарова В.В., Ходосовой А.А., Макуха Г.П., Крюковой Т.И. к МОУО «<данные изъяты>», <данные изъяты> о возложении обязанности признать за ними право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности без учета норм потребления, взыскании денежных средств, потраченных на оплату электрической энергии в пользу Лысых И.А. в сумме 2428,03руб., в пользу Коновцевой С.Н. в сумме 3545,38руб., в пользу Комарова В.В. в сумме 2800,45руб., в пользу Ходосовой А.А. в сумме 2702,43руб., в пользу Макуха Г.П. в сумме 1778,32руб., в пользу Крюковой Т.И. в сумме 821,43руб., мотивируя свои исковые требования тем, что они являются педагогическими работниками МКОУ «<данные изъяты>», проживают в сельской местности, и на основании Закона РФ «Об образовании», Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» пользуются мерами социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, отопление и освещение жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления. <данные изъяты> Лысых И.А., Коновцевой С.Н., Комарова В.В., Ходосовой А.А., Макуха Г.П., Крюковой Т.И. в полном объеме меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения не предоставлял. Задолженность по выплате мер социальной поддержки за 2010-2011г.г. составляет Лысых И.А. - 2428,03руб., Коновцевой С.Н. - 3545,38руб., Комарова В.В. - 2800,45руб., Ходосовой А.А. -2702,43руб., Макуха Г.П. - 1778,32руб., Крюковой Т.И. - 821,43руб., Считает, что отсутствие возможности реального учета потребления электрической энергии для освещения и иных целей, не может являться основанием для ограничения льгот, предоставленных педагогическим работникам Законом Российской Федерации «Об образовании».

    Определением судьи Куртамышского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела объединены в одно производство.

        ДД.ММ.ГГГГ прокурор Куртамышского района Курганской области исковые требования уточнил, просил признать за Лысых И.А., Коновцевой С.Н., Комаровым В.В., Ходосовой А.А., Макуха Г.П., Крюковой Т.И. право на меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учет норм потребления, право на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения без учета норм потребления, взыскать с <данные изъяты> в лице <данные изъяты> денежные средства, потраченные на оплату электрической энергии в 2010 году пользу Лысых И.А. в сумме 327,60руб., в пользу Коновцевой С.Н. в сумме 486руб., в пользу Комарова В.В. в сумме 745,60руб., в пользу Ходосовой А.А. в сумме 1326,60руб., в пользу Макуха Г.П. в сумме 444,60руб., в пользу Крюковой Т.И. в сумме 554,40руб., компенсацию произведенных последних платежей, потраченных на оплату электрической энергии в 2011 году в пользу Лысых И.А. в сумме 4514,21руб., в пользу Коновцевой С.Н. в сумме 3059,38руб., в пользу Комарова В.В. в сумме 2299,29руб., в пользу Ходосовой А.А. в сумме 1375,83руб., в пользу Макуха Г.П. в сумме 1333,72руб., в пользу Крюковой Т.И. в сумме 170,01руб.

        Определением Куртамышского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Лысых И.А. о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления и взыскании компенсации выделены в отдельное производство.

Определением Куртамышского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Коновцевой С.Н. о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления и взыскании компенсации выделены в отдельное производство.

В судебном заседании прокурор Худорожкина Н.В. уточенные исковые требования поддержала в полном объеме, изложив доводы, указанные в исковом заявлении.

    Истцы Комаров В.В., Ходосова А.А., Макуха Г.П., Крюкова Т.И. в судебное заседание не явились, представили заявления, в которых просили дело рассмотреть в их отсутствие, с уточненными исковыми требованиями прокурора согласны, возражений не имеют.

Представитель ответчика <данные изъяты> ФИО10 исковые требования не признал, пояснив, что МОУО «<данные изъяты>» правомерно применен расчет затрат на освещение на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306. Доказательств того, что истец понес расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные ей, не представлены. Педагогические работники имеют право на возмещение расходов по освещению жилого помещения, требования истца о возмещении всех понесенных расходов по электроснабжению не основано на законе. Понятия электроснабжение и освещение не тождественны, отсутствие раздельных приборов учета не влечет возникновение права на компенсацию всей стоимости электроэнергии, так как действующим законодательством установлены нормативы и формулы расчета, позволяющие определить сумму средств, направленных потребителем услуг на освещение.

    Представители ответчиков МОУО «<данные изъяты>» ФИО11, ФИО12 иск не признали, в обоснование своих возражений пояснили, что по существующему порядку ответчик на основании предоставленных педагогическими работниками документов составляет сводный отчет о выплатах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, и направляет его <данные изъяты>, который является главным распорядителем средств районного бюджета и осуществляет выплаты за счет средств, предусмотренных на эти цели в виде субвенций бюджету <данные изъяты> на осуществление государственных полномочий. <данные изъяты> ежемесячно предоставляет в <данные изъяты> отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы. Считает, что требования истцов о признании за ними права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилых помещения не основаны на законе. Считает требования истцов о возмещении средств, потраченных на оплату электроэнергии в полном объеме, без учета нормативов, т.к. законом предоставлено право на компенсацию расходов по освещению жилого помещения, а не на компенсацию всех расходов по оплате за потребленную электроэнергию, так как понятие «электроснабжение» и «освещение» не тождественны. Учитывая отсутствие у потребителя услуг раздельных приборов учета, считает, что расчет затрат на освещение на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 применяется правомерно. Возмещение средств, потраченных на оплату освещения жилого помещения в соответствии с нормативами потребления, произведено в полном объеме.

    Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, считает, что исковое требование о признании за истцами права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за освещение жилого помещения, расположенного в сельской местности, является нормативно не обоснованным. При этом понятия «освещение» и «электрическая энергия» отличаются по своему содержанию, так как «освещение» включает в себя затраты электрической энергии только на освещение (на осветительные приборы), а «электрическая энергия» включает в себя затраты энергии, потребляемые в том числе электроприборами, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ГУСЗН <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором указывает, что в соответствии с Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области №379 от 18.10.2005г. Комарову В.В., Ходосовой А.А., Макуха Г.П., Крюковой Т.И. ОСЗН по <данные изъяты> выданы справки о наличии оснований предоставления мер социальной поддержки, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица МКОУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, с заявлением согласен, возражений не имеет.

Представители третьих лиц Главного <данные изъяты>, <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах Комарова В.В., Ходосовой А.А., Макуха Г.П., Крюковой Т.И. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Комаров В.В., Ходосова А.А., Макуха Г.П., Крюкова Т.И. являются учителями <данные изъяты> средней общеобразовательной школы, проживают в <адрес>, то есть являются педагогическими работниками, проживающими в сельской местности. Ходосова А.А. является пенсионером, то есть лицом, ушедшим на пенсию и проработавшим в сельской местности педагогическим работником не менее 10 лет.

Согласно справок ФГУ <данные изъяты> Комаров В.В., Макуха Г.П., Крюкова Т.И. являются педагогическим работниками в сельской местности, Ходосова А.А.– педагогическим работником в сельской местности (пенсионером), и имеют право на льготы в соответствии с Законом Курганской области № 75 от 07.09.2005г. с 01.01.2010г. по 31.12.2010г.

Согласно справок филиала ГУСЗН – <данные изъяты> Комаров В.В., Макуха Г.П., Крюкова Т.И. имеют основания для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Курганской области от 07.09.2005г. №75 в 2011 году, являются педагогическими работниками в сельской местности, Ходосова А.А. - педагогическим работником в сельской местности (пенсионером).

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с представлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    Указанная норма, как следует из ее содержания, не предполагала какого-либо ограничения, в том числе размерами приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

    Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 в новой редакции, осуществленное Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ, в соответствии с которым педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

    Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитывается в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».

    Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.

    Согласно аб.2 ч.1 ст.3, п.1 ст.4 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции, действовавшей до 01.04.2010г.) педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде освобождения от оплаты жилого помещения, освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.

    Законом Курганской области от 23.07.2009 № 479 (в ред. от 05.04.2010) в абз.2 п.1, п.2 ст.3, п.1 ст.4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» внесены изменения, согласно которым педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения указанным лицам предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.

    Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ предусмотрен механизм обеспечения стабильности юридического статуса педагогических работников, являвшихся получателями натуральных льгот, и установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

    В силу требований ст.8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях – в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

    Из указанных выше нормативных актов следует, что право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную площадь с отоплением и освещением, после 01.03.2005г. и до настоящего времени сохранено. Указанными нормами не предполагается какого-либо ограничения, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.

    Отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей не может служить основанием для ограничения права педагогических работников на получение данного вида мер социальной поддержки.

    Судом установлено, что возмещение расходов на освещение в 2010-2011г.г. осуществлялось в пределах норматива, определяемого по формуле, указанной в постановлении Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

    Положения указанного постановления устанавливают механизм определения платы за жилое помещение, а не регулируют правоотношения в области обеспечения социальной поддержки льготных категорий населения, что законодательно отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, поэтому не подлежат применению в спорных правоотношениях.

    Поскольку предоставляемая истцам в 2010-2011г.г. мера социальной поддержки по оплате освещения жилья ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с федеральным законодательством, суд считает, что Комаров В.В., Ходосова А.А., Макуха Г.П., Крюкова Т.И. имеют право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты в 2010 году и компенсации оплаты с 2011 года за освещение жилого помещения без учета норм потребления.

    Из справок МОУО «<данные изъяты>» видно, что сумма компенсации по оплате за электроэнергию Комарову В.В. составила за 2010 год – 498,20руб., за 2011год – 1118,91руб., Ходосовой А.А. за 2010 год – 610,20руб., за 2011г.–1317,33руб., Крюковой Т.И. за 2010 год – 374,40руб., 2011 год – 503,19руб., Макуха Г.П. за 2010 год –898,20руб., 2011 год – 1123,28руб.

    Согласно представленных расчетов, сумма невыплаченной компенсации за произведенную оплату потребленной электроэнергии составляет Комарову В.В. в 2010г. – 745,60руб., 2011г. – 2299,29руб., Ходосовой А.А. в 2010г. – 1326,60руб., в 2011г. – 1375,87руб., Крюковой Т.И. в 2010г. – 554,40руб., в 2011г. – 503,19руб., Макуха Г.П. в 2010г. – 444,60руб., в 2011г. – 1333,72руб.

Судом данные расчеты проверены, суд находит их верными и подлежащими применению, расчеты ответчиком не оспорены.

Так как в 2010г. истцам не были предоставлены меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения в полном объеме, то разницу в оплате в пользу истцов необходимо взыскать в полном объеме в виде компенсации.

Поскольку гарантированное государством право на предоставление истцам компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения было нарушено, Комаров В.В., Ходосова А.А., Макуха Г.П., Крюкова Т.И. понесли убытки по оплате коммунальной услуги в полном объеме, с учетом положений ст.ст.1069, 1071 ГК РФ, суд считает, что сумма невыплаченной компенсации подлежит взысканию с <данные изъяты>.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах Комарова <данные изъяты>, Ходосовой <данные изъяты>, Макуха <данные изъяты>, Крюковой <данные изъяты> к МОУО «<данные изъяты>», <данные изъяты> о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения без учета норм потребления и взыскании компенсации удовлетворить.

         Признать за Комаровым <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.р., Ходосовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р., Макуха <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р., Крюковой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р., право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления.

    Взыскать с <данные изъяты> в счет возмещения расходов, потраченных на оплату электрической энергии в 2010 году в пользу Комарова <данные изъяты> 745 (семьсот сорок пять) рублей 60 копеек, Ходосовой <данные изъяты> 1326 (одна тысяча триста двадцать шесть) рублей 60 копеек, Макуха <данные изъяты> 444 (четыреста сорок четыре) рубля 60 копеек, Крюковой <данные изъяты> 554 (пятьсот пятьдесят четыре) рубля 40 копеек.

Признать за Комаровым <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.р., Ходосовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р., Макуха <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р., Крюковой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р., право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления.

Взыскать с <данные изъяты> компенсацию платежей, потраченных на оплату электрической энергии в 2011 году в пользу Комарова <данные изъяты> 2299 (две тысячи девяносто девять) рублей 29 копеек, Ходосовой <данные изъяты> 1375 (одна тысяча триста семьдесят пять) рублей 83 копейки, Макуха <данные изъяты> 1333 (одна тысяча триста тридцать три) рубля 72 копейки, Крюковой <данные изъяты> 170 (сто семьдесят) рублей 01 копейку.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Куртамышский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья      Н.А. Гладкова