Дело № 2-877/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Гладковой Н.А.
с участием прокурора Худорожковой Н.В.
при секретаре Рыжковой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Куртамыш ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Куртамышского района в интересах Добрыдиной Н.Ю.к <данные изъяты>» о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления и взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Добрыдиной Н.Ю. к <данные изъяты> о возложении обязанности признать за ней право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности без учета норм потребления, взыскании денежных средств, потраченных на оплату электрической энергии в пользу Добрыдиной Н.Ю. в сумме <данные изъяты>., мотивируя свои исковые требования тем, что она является педагогическим работникам <данные изъяты> проживает в сельской местности, и на основании Закона РФ «Об образовании», Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» пользуется мерами социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, отопление и освещение жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления. <данные изъяты> Добрыдиной Н.Ю. в полном объеме меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения не предоставлял. В связи, с чем образовалась задолженность. Считает, что отсутствие возможности реального учета потребления электрической энергии для освещения и иных целей, не может являться основанием для ограничения льгот, предоставленных педагогическим работникам Законом Российской Федерации «Об образовании».
Прокурор Куртамышского района в интересах Добрыдиной Н.Ю. в дальнейшем исковые требования уточнил, просил взыскать в пользу Добрыдиной Н.Ю. компенсацию за 2010г. в сумме <данные изъяты>., за 2011г. в сумме <данные изъяты>. В остальной части и обоснование исковых требований оставил прежним. Просил взыскать компенсацию в пользу истца с <данные изъяты>, поскольку данный орган является распорядителем финансовых средств, поступающих из областного бюджета.
В судебном заседании прокурор Худорожкова Н.В. уточенные исковые требования в интересах Добрыдиной Н.Ю. поддержала в полном объеме. Пояснения дала в соответствии с поданным исковым заявлением.
Истец Добрыдина Н.Ю. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просит дело рассмотреть в её отсутствие, с уточненными исковыми требованиями прокурора согласна, возражений не имеет.
Представитель ответчика <данные изъяты> ФИО4 исковые требования не признал, пояснив, что <данные изъяты> правомерно применен расчет затрат на освещение на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306. Доказательств того, что истец понес расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные ей, не представлены. Педагогические работники имеют право на возмещение расходов по освещению жилого помещения, требования истца о возмещении всех понесенных расходов по электроснабжению не основано на законе. Понятия электроснабжение и освещение не тождественны, отсутствие раздельных приборов учета не влечет возникновение права на компенсацию всей стоимости электроэнергии, так как действующим законодательством установлены нормативы и формулы расчета, позволяющие определить сумму средств, направленных потребителем услуг на освещение.
Представитель ответчика <данные изъяты> ФИО5иск не признала, в обоснование своих возражений пояснила, что по существующему порядку они, на основании предоставленных педагогическими работниками документов, составляют сводный отчет о выплатах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, и направляют его <данные изъяты>, который является главным распорядителем средств районного бюджета. Данный орган осуществляет выплаты за счет средств, предусмотренных на эти цели в виде субвенций бюджету Куртамышского района на осуществление государственных полномочий. <данные изъяты> ежемесячно предоставляет в Финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы. Считают, что требования истца о признании за ними права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилых помещений не основаны на законе. Полагают, что требования истца о возмещении средств, потраченных на оплату электроэнергии в полном объеме, без учета нормативов, незаконны, так как законом предоставлено право на компенсацию расходов по освещению жилого помещения, а не на компенсацию всех расходов по оплате за потребленную электроэнергию, так как понятие «электроснабжение» и «освещение» не тождественны. Учитывая отсутствие у потребителя услуг раздельных приборов учета, считают, что расчет затрат на освещение на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 применяется правомерно. Возмещение средств, потраченных на оплату освещения жилого помещения в соответствии с нормативами потребления, истцу произведено в полном объеме.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, считает, что исковое требование о признании за истцом права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за освещение жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме является нормативно не обоснованным. При этом понятия «освещение» и «электрическая энергия» отличаются по своему содержанию, так как «освещение» включает в себя затраты электрической энергии только на освещение (на осветительные приборы), а «электрическая энергия» включает в себя затраты энергии, потребляемые в том числе электроприборами, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором указывает, что в соответствии с Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области №379 от 18.10.2005г. Добрыдиной Н.Ю. ОСЗН по Куртамышскому района выдана справка о наличии оснований предоставления мер социальной поддержки, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о чем имеются почтовые уведомления.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах Добрыдиной Н.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Добрыдина Н.Ю. является работником перешедшим на пенсию, стаж работы <данные изъяты> составляет более 25 лет, она продолжает проживать в сельской местности, то есть в <адрес>, то есть является педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Согласно справок ФГУ ОСЗН по Куртамышскому району Добрыдина Н.Ю. является педагогическим работникам в сельской местности и имеет право на льготы в соответствии с Законом Курганской области № 75 от 07.09.2005г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справок филиала ГУСЗН – ОСЗН по Куртамышскому району Добрыдина Н.Ю. имеет основания для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Курганской области от 07.09.2005г. №75 в 2011 году, является педагогическим работникам в сельской местности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с представлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанная норма не предполагала какого-либо ограничения, в том числе размерами приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 55Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 в новой редакции, осуществленное Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ, в соответствии с которым педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитывается в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
Согласно аб.2 ч.1 ст.3, п.1 ст.4 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции, действовавшей до 01.04.2010г.) педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде освобождения от оплаты жилого помещения, освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Законом Курганской области от 23.07.2009г. № 479 (в ред. от 05.04.2010) в абз.2 п.1, п.2 ст.3, п.1 ст.4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области»внесены изменения, согласно которым педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения указанным лицам предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ предусмотрен механизм обеспечения стабильности юридического статуса педагогических работников, являвшихся получателями натуральных льгот, и установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу требований ст.8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях – в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Из указанных выше нормативных актов следует, что право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную площадь с отоплением и освещением, после 01.03.2005г. и до настоящего времени сохранено. Указанными нормами не предполагается какого-либо ограничения, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей не может служить основанием для ограничения права педагогических работников на получение данного вида мер социальной поддержки.
Судом установлено, что возмещение расходов на освещение в 2010-2011г.г. истцу осуществлялось в пределах норматива, определяемого по формуле, указанной в постановлении Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Положения указанного постановления устанавливают механизм определения платы за жилое помещение, а не регулируют правоотношения в области обеспечения социальной поддержки льготных категорий населения, что законодательно отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, поэтому не подлежат применению в спорных правоотношениях.
Поскольку предоставляемая истцу в 2010-2011г.г. мера социальной поддержки по оплате освещения жилья ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с федеральным законодательством, суд считает, что Добрыдина Н.Ю. имеет право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты в 2010 году и компенсации оплаты с 2011 года за освещение жилого помещения без учета норм потребления.
Из справок МОУО «Отдел образования Администрации Куртамышского района» видно, что сумма компенсации по оплате за электроэнергию Добрыдиной Н.Ю. составила за 2010 год –<данные изъяты>., за 2011год – <данные изъяты>.
Согласно представленных расчетов истцом, сумма невыплаченной компенсации за произведенную оплату потребленной электроэнергии Добрыдиной Н.Ю. составляет в 2010г. – <данные изъяты>., 2011г. –<данные изъяты>.
Судом данные расчеты проверены, они являются верными и подлежащими применению, расчеты представителями ответчиков не оспорены и подтверждена их верность.
Поскольку в 2010г. истцу не были представлены меры социальной поддержки в виде освобождения от уплаты освещения в полном объеме, то разницу в оплате в ее пользу необходимо взыскать в полном объеме.
Поскольку гарантированное государством право на предоставление истцу компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения было нарушено, Добрыдина Н.Ю. понесла убытки по оплате коммунальной услуги в полном объеме, с учетом положений ст.ст.1069, 1071 ГК РФ, суд считает, что сумма невыплаченной компенсации подлежит взысканию с <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах Добрыдиной <данные изъяты> к <данные изъяты> о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения без учета норм потребления и взыскании компенсации удовлетворить.
Признать за Добрыдиной <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р., право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за 2010г.
Взыскать с <данные изъяты> в счет возмещения расходов, потраченных на оплату электрической энергии в 2010 году в пользу Добрыдиной <данные изъяты> <данные изъяты>
Признать за Добрыдиной <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р., право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления в 2011г..
Взыскать с <данные изъяты> компенсацию платежей, потраченных на оплату электрической энергии в 2011 году в пользу Добрыдиной <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Куртамышский районный суд.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.А. Гладкова