Дело № 2-912/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Гладковой Н.А.
с участием прокурора Худорожковой Н.В.
при секретаре Рыжковой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Куртамыш ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Куртамышского района в интересах Поповой Н.А. к <данные изъяты> о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления и взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Поповой Н.А. к <данные изъяты> о возложении обязанности признать за ней право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности без учета норм потребления, взыскании денежных средств, потраченных на оплату электрической энергии в пользу Поповой Н.А. в сумме <данные изъяты>., мотивируя свои исковые требования тем, что она является педагогическим работникам <данные изъяты> проживает в сельской местности, и на основании Закона РФ «Об образовании», Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» пользуется мерами социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, отопление и освещение жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления. <данные изъяты> Поповой Н.А. в полном объеме меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения не предоставлял. В связи, с чем образовалась задолженность. Считает, что отсутствие возможности реального учета потребления электрической энергии для освещения и иных целей, не может являться основанием для ограничения льгот, предоставленных педагогическим работникам Законом Российской Федерации «Об образовании».
В судебном заседании прокурор Худорожкова Н.В. исковые требования в интересах Поповой Н.А. поддержала в полном объеме. Пояснения дала в соответствии с поданным исковым заявлением.
Истец Попова Н.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила признать за ней право на меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления, право на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения без учета норм потребления. Согласна с расчетом прокурора Куртамышского района в части расчета средств потраченных на оплату электрической энергии в 2010г. в сумме <данные изъяты> руб., в 2011г. – <данные изъяты> рублей. Пояснила, что она является педагогическим работником перешедшим на пенсию, стаж ее работы <данные изъяты> составляет более 35 лет, она проживает в сельской местности в <адрес>.
Представитель ответчика <данные изъяты> ФИО4 исковые требования не признал, пояснив, что <данные изъяты> правомерно применен расчет затрат на освещение на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306. Доказательств того, что истец понес расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные ей, не представлены. Педагогические работники имеют право на возмещение расходов по освещению жилого помещения, требования истца о возмещении всех понесенных расходов по электроснабжению не основано на законе. Понятия электроснабжение и освещение не тождественны, отсутствие раздельных приборов учета не влечет возникновение права на компенсацию всей стоимости электроэнергии, так как действующим законодательством установлены нормативы и формулы расчета, позволяющие определить сумму средств, направленных потребителем услуг на освещение.
Представитель ответчика <данные изъяты> ФИО5иск не признала, в обоснование своих возражений пояснила, что по существующему порядку они, на основании предоставленных педагогическими работниками документов, составляют сводный отчет о выплатах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, и направляют его <данные изъяты>, который является главным распорядителем средств районного бюджета. Данный орган осуществляет выплаты за счет средств, предусмотренных на эти цели в виде субвенций бюджету Куртамышского района на осуществление государственных полномочий. <данные изъяты> ежемесячно предоставляет в Финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы. Считают, что требования истца о признании за ними права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилых помещений не основаны на законе. Полагают, что требования истца о возмещении средств, потраченных на оплату электроэнергии в полном объеме, без учета нормативов, незаконны, так как законом предоставлено право на компенсацию расходов по освещению жилого помещения, а не на компенсацию всех расходов по оплате за потребленную электроэнергию, так как понятие «электроснабжение» и «освещение» не тождественны. Учитывая отсутствие у потребителя услуг раздельных приборов учета, считают, что расчет затрат на освещение на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 применяется правомерно. Возмещение средств, потраченных на оплату освещения жилого помещения в соответствии с нормативами потребления, истцу произведено в полном объеме.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, считает, что исковое требование о признании за истцом права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за освещение жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме является нормативно не обоснованным. При этом понятия «освещение» и «электрическая энергия» отличаются по своему содержанию, так как «освещение» включает в себя затраты электрической энергии только на освещение (на осветительные приборы), а «электрическая энергия» включает в себя затраты энергии, потребляемые в том числе электроприборами, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором указывает, что в соответствии с Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области №379 от 18.10.2005г. Поповой Н.А. ОСЗН по Куртамышскому района выдана справка о наличии оснований предоставления мер социальной поддержки, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о чем имеются почтовые уведомления.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах Поповой Н.А. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Попова Н.А. является педагогическим работником <данные изъяты>, она проживает в сельской местности, то есть в <адрес>, то есть является педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Согласно справок ФГУ ОСЗН по Куртамышскому району Попова Н.А. является педагогическим работникам в сельской местности и имеет право на льготы в соответствии с Законом Курганской области № 75 от 07.09.2005г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справок филиала ГУСЗН – ОСЗН по Куртамышскому району Попова Н.А. имеет основания для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Курганской области от 07.09.2005г. №75 в 2011 году, является педагогическим работникам в сельской местности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с представлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанная норма не предполагала какого-либо ограничения, в том числе размерами приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 55Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 в новой редакции, осуществленное Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ, в соответствии с которым педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитывается в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
Согласно аб.2 ч.1 ст.3, п.1 ст.4 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции, действовавшей до 01.04.2010г.) педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде освобождения от оплаты жилого помещения, освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Законом Курганской области от 23.07.2009г. № 479 (в ред. от 05.04.2010) в абз.2 п.1, п.2 ст.3, п.1 ст.4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области»внесены изменения, согласно которым педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения указанным лицам предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ предусмотрен механизм обеспечения стабильности юридического статуса педагогических работников, являвшихся получателями натуральных льгот, и установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу требований ст.8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях – в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Из указанных выше нормативных актов следует, что право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную площадь с отоплением и освещением, после 01.03.2005г. и до настоящего времени сохранено. Указанными нормами не предполагается какого-либо ограничения, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей не может служить основанием для ограничения права педагогических работников на получение данного вида мер социальной поддержки.
Судом установлено, что возмещение расходов на освещение в 2010-2011г.г. истцу осуществлялось в пределах норматива, определяемого по формуле, указанной в постановлении Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Положения указанного постановления устанавливают механизм определения платы за жилое помещение, а не регулируют правоотношения в области обеспечения социальной поддержки льготных категорий населения, что законодательно отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, поэтому не подлежат применению в спорных правоотношениях.
Поскольку предоставляемая истцу в 2010-2011г.г. мера социальной поддержки по оплате освещения жилья ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с федеральным законодательством, суд считает, что Попова Н.А. имеет право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты в 2010 году и компенсации оплаты с 2011 года за освещение жилого помещения без учета норм потребления.
Из справок <данные изъяты> видно, что сумма компенсации по оплате за электроэнергию Поповой Н.А. составила за 2010 год –<данные изъяты>., за 2011год – <данные изъяты>.
Согласно представленных расчетов истцом, сумма невыплаченной компенсации за произведенную оплату потребленной электроэнергии Поповой Н.А. составляет в 2010г. – <данные изъяты> руб., 2011г. – <данные изъяты>.
Судом данные расчеты проверены, они являются верными и подлежащими применению, расчеты представителями ответчиков не оспорены и подтверждена их верность.
Поскольку в 2010г. истцу не были представлены меры социальной поддержки в виде освобождения от уплаты освещения в полном объеме, то разницу в оплате в ее пользу необходимо взыскать в полном объеме.
Поскольку гарантированное государством право на предоставление истцу компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения было нарушено, Попова Н.А. понесла убытки по оплате коммунальной услуги в полном объеме, с учетом положений ст.ст.1069, 1071 ГК РФ, суд считает, что сумма невыплаченной компенсации подлежит взысканию с <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах Поповой <данные изъяты> к <данные изъяты> о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения без учета норм потребления и взыскании компенсации удовлетворить.
Признать за Поповой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за 2010г.
Взыскать с <данные изъяты> в счет возмещения расходов, потраченных на оплату электрической энергии в 2010 году в пользу Поповой <данные изъяты>.
Признать за Поповой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления в 2011г.
Взыскать с <данные изъяты> компенсацию платежей, потраченных на оплату электрической энергии в 2011 году в пользу Поповой <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Куртамышский районный суд.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.А. Гладкова