Дело №2-853/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Половниковой Т.В.
с участием помощника прокурора Куртамышского района Курганской области Худорожковой Н.В.
при секретаре Горновой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах Лешукова Н.И. к <данные изъяты> о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления и взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Лешукова Н.И. к <данные изъяты> о признании права на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за освещение жилого помещения, предусмотренного Законом Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих посёлках (поселках городского типа) на территории Курганской области», без учета норм потребления, взыскании денежных средств, потраченных на оплату электрической энергии за 2010-2011 г.г. в сумме <данные изъяты> руб.
Определением судьи Куртамышского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены <данные изъяты>
Помощник прокурора Куртамышского района Курганской области Худорожкова Н.В. в судебном заседании исковое заявление поддержала, пояснила, что истец является педагогическим работником, перешедшим на пенсию и имеющим стаж работы учителем сельской школы более 10 лет, продолжающим проживать в сельской местности, в силу чего имеет право на меры социальной поддержки. В 2010-2011 г.г. он самостоятельно оплачивал за потребленную электроэнергию и предоставлял квитанции в отдел образования. Компенсация за электроэнергию была выплачена в меньшем размере, чем понесенные расходы. Просит признать за Лешуковым Н.И. право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения, без учета норм потребления, по Закону Курганской области от 07.09.2005 г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», взыскать с <данные изъяты> денежные средства, потраченные на оплату электрической энергии в 2010 г., в пользу Лешукова Н.И. – <данные изъяты> руб.; признать за Лешуковым Н.И. право на меры социальной поддержки за 2011 год в виде компенсации расходов на оплату освещения, предусмотренной названным Законом, без учета норм потребления, взыскать с <данные изъяты> компенсацию платежей, потраченных на оплату ему электрической энергии в 2011 году – <данные изъяты> руб.
Истец Лешуков Н.И. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, требования прокурора поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика <данные изъяты> ФИО4 с исковыми требованиями прокурора Куртамышского района в интересах Лешукова Н.И. не согласился, пояснил, что реализация мер социальной поддержки педагогов, работающих и проживающих в сельской местности, осуществляется в виде компенсации расходов на оплату освещения, а не электроснабжения всего жилого дома. Выплата компенсаций производится согласно нормативам.
Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на исковое заявление, в которых указал, что с исковыми требованиями не согласен, понятия «электроснабжение» и «освещение» не тождественны. У граждан отсутствуют раздельные приборы учета электроэнергии, потребляемой для освещения, и электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами, поэтому законодательством установлены нормативы и формулы расчета, позволяющие определить сумму средств, направленных на освещение, что ими и производится.
Представитель третьего лица <данные изъяты>, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, на рассмотрение дела не явился. Согласно поступившим возражениям, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает, что педагогическим работникам предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Понятия «освещение» и «электрическая энергия» отличаются по своему содержанию, так как «освещение» включает в себя затраты электрической энергии только на освещение (осветительные приборы), а «электрическая энергия» включает в себя затраты энергии, потребляемые, в том числе, и другими электроприборами. Просит в исковых требованиях отказать.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление о получении судебной повестки.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился. Согласно отзыву, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает, что наличие у истца оснований для предоставления в 2010 – 2012 году мер социальной поддержки подтверждено выданными отделом социальной защиты населения по Куртамышскому району справками.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Истец Лешуков Н.И. является педагогическим работником, перешедшим на пенсию и имеющим стаж работы по специальности свыше 10 лет, проживающим в сельской местности - <адрес>, что не оспаривается ответчиками, подтверждается трудовой книжкой истца, свидетельством о государственной регистрации права собственности.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно ст.2 Федерального Закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Статьей 2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» в редакции, применяемой к правоотношениям до 1 апреля 2010 г., педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются следующие меры социальной поддержки: освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Согласно п.3 ст.4 названного Закона меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, педагогическими работниками, занятыми в государственной системе социальных служб, педагогическими работниками организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, работниками физкультурно-спортивных организаций, перешедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.
В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Указанные нормы не предполагали какого-либо ограничения, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг, права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Таким образом, суд считает, что Лешуков Н.И. имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг.
Кроме того, из анализа приведенных выше нормативных актов следует, что права педагогического работника, проживающего и работающего в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», после 01.03.2005 г. федеральным законодателем были сохранены до внесения изменений в законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления указанных мер социальной поддержки компенсацией.
С 11 января 2011 г. в связи с изменениями, внесенными в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции, действующей с 11 января 2011 г.) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции, действующей с 01.04.2010г.) предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Таким образом, новым правовым регулированием изменена лишь форма предоставление мер социальной поддержки педагогических работников - с обеспечения в натуральном виде на компенсацию фактически произведенных педагогами расходов на отопление и освещение жилых помещений, без введения каких-либо ограничений в объеме предоставления указанных мер социальной поддержки.
Поскольку по смыслу упомянутых выше правовых норм, в том числе абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» и в ранее действовавшей редакции, и в редакции, действующей с 11.01.2011 г., какое-либо ограничение педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, в праве на жилое помещение с бесплатным отоплением и освещением не допускается, исковые требования прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах Лешукова Н.И. о возмещении ему в полном объеме расходов, понесенных им на освещение занимаемого жилого помещения, являются обоснованными.
Суд не принимает доводы представителя ответчика <данные изъяты>, изложенные в заявлениях доводы ответчика <данные изъяты>, третьего лица <данные изъяты> о том, что возмещение расходов на освещение должно производиться исходя из норматива энергоснабжения на освещение жилого помещения, рассчитанного по формуле согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, так как положения указанных Правил определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию и не регулируют правоотношения в области социальной поддержки льготных категорий населения, что законодательно отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, поэтому не подлежат применению в спорных правоотношениях сторон.
Суд приходит к выводу о том, что отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей не может служить основанием для ограничения права педагогического работника на получение данного вида мер социальной поддержки.
В судебном заседании установлено, что возмещение расходов на освещение в 2010-2011 г.г. осуществлялось Лешукову Н.И. не в полном объеме, а только в пределах норматива, определяемого по формуле, указанной в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006г. №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст.1.3 Устава <данные изъяты>
<данные изъяты> его учредителем является <данные изъяты>.
От имени казны <данные изъяты> в силу
закона выступает <данные изъяты>.
Таким образом, убытки, понесенные истцом в связи с оплатой электроэнергии, подлежат взысканию с ответчика - <данные изъяты>
Истец Лешуков Н.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время жилищно-коммунальных выплат от Филиала ГУСЗН Курганской области - Отдела социальной защиты населения по Куртамышскому района не получал. Это обстоятельство сторонами не оспорено.
Истцом Лешуковым Н.И. заявлена ко взысканию компенсация за электроэнергию, не выплаченная ему <данные изъяты>, с апреля 2010 года по декабрь 2011 года.
Согласно представленным в материалы дела квитанциям, Лешуковым Н.И. оплачено за электроэнергию в 2010 - 2011 г.г. <данные изъяты> руб. Данные квитанции предъявлены истцом в <данные изъяты> Из справки <данные изъяты> следует, что выплачена Лешукову Н.И. компенсация за электроэнергию за 2010-2011г.г. в сумме <данные изъяты> руб. Разница, подлежащая взысканию в пользу истца, составляет <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах Лешукова <данные изъяты> удовлетворить.
Признать за Лешуковым <данные изъяты> право на меры социальной поддержки за 2010 год в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.
Признать за Лешуковым <данные изъяты> право на меры социальной поддержки за 2011 год в виде предоставления компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.
Взыскать с <данные изъяты> за счет казны <данные изъяты> в пользу Лешукова <данные изъяты> в счет компенсации расходов на оплату электроэнергии <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Куртамышский районный суд.
Судья Т.В. Половникова