Решение об оспаривании действий органа местного самоуправления



Дело 2-2144/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2010 г.

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Зариповой Ю.С.,

при секретаре Кузьминой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балакиной Марии Степановны к администрации Курчатовского района г. Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании действий администрации Курчатовского района г. Челябинска в виде требований о сдаче жилья незаконными, обязании выдать государственный жилищный сертификат без оформления обязательства о сдаче жилого помещения,

установил:

Балакина М.С. обратилась в суд с заявлением к администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании действия администрации Курчатовского района г. Челябинска в виде требований о соблюдении условий сдачи имеющегося жилья, либо передачи имеющегося жилого помещения в муниципальную собственность, либо получение сертификата стоимостью, составляющей разницу между общей площадью имеющегося помещения и общей площадью жилого помещения, подлежащего предоставлению, не сдавая имеющееся жилье, изложенных в письме Номер обезличен от Дата обезличена года незаконными, обязании администрации Курчатовского района г. Челябинска поставить Балакину М.С. в формируемый список, изъявивших получить сертификат в планируемом году в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В дальнейшем Балакина М.С. уточнила требования к администрации Курчатовского района г. Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать действия администрации Курчатовского района г. Челябинска в виде требований о сдаче, имеющегося жилья, изложенных в письме Номер обезличен от Дата обезличена года незаконными, обязании администрации Курчатовского района г. Челябинска, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области выдать государственный жилищный сертификат на имя Балакиной М.С. без сдачи жилья. л.д. 52)

В обоснование заявления указала, что она с Дата обезличена года состоит на учете в администрации Курчатовского района г. Челябинска в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как пострадавшая вследствие аварии на ПО «Маяк». Администрация Курчатовского района г. Челябинска в своем письме указала о необходимости сдачи жилья для получения сертификата. Она никакого жилья на праве собственности, ни на основании договора социального найма жилого помещения не имеет. Она проживает с внуками, которые не являются членами ее семьи. Полагает требование администрации о сдаче жилья незаконным.

В судебном заседании истец Балакина М.С. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении. Суду поясняла, что она проживает с внуками. Ранее она отказалась от приватизации, после смерти дочери, она отказалась от наследства в размере 1/6 доли в праве собственности на квартиру в пользу внука. Членом семьи внуков она не является.

Представитель ответчика администрации Курчатовского района г. Челябинска, действующий на основании доверенности, Колчин Д.А. в судебном заседании требования не признал в полном объеме по основаниям, указанным в письменном отзыве. Оспариваемое истцом письмо администрации от Дата обезличена года является информацией по выдаче государственных жилищных сертификатов. Балакина членом семьи внуков не является. л.д. 49-50)

Представитель ответчика Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил суду письменный отзыв. л.д. 56-57)

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению частично.

Суд установил, что Балакиной М.С. предоставлены льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» л.д. 28,30 копия удостоверения).

Согласно письму Номер обезличен от Дата обезличена года администрации Курчатовского района г. Челябинска Балакина М.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как пострадавшая вследствие аварии на ПО «Маяк». л.д. 6)

На основании заявления о постановке Балакиной М.С. в формируемый список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (2011) л.д. 15) истец включена в список граждан-получателей социальной выплаты по Курчатовскому району г. Челябинска, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» на 2011 год под номером 3. л.д. 46-47)

Как следует из письменного отзыва Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Балакина М.С. включена в сводный список на 2011 год, под номером 46. л.д. 56-57)

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Письмом от Дата обезличена года Номер обезличен истцу был разъяснен порядок выдачи государственных жилищных сертификатов, указаны условия, какие-либо требования администрация Курчатовского района г. Челябинска о сдаче, имеющегося жилья Балакиной, не предъявляла, соответственно оснований для признания действий администрации Курчатовского района г. Челябинска, выраженных в письме от Дата обезличена года Номер обезличен в виде требований о сдаче, имеющегося жилья, у суда не имеется.

Доказательств того, что администрацией Курчатовского района г. Челябинска данным письмом от Дата обезличена года Номер обезличен были нарушены права и свободы Балакиной М.С., либо созданы препятствия к осуществлению прав и свобод заявителя, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, суду представлено не было.

Соответственно требования истца о признании действий администрации Курчатовского района г. Челябинска в виде требований о сдаче жилья, изложенных в письме от Дата обезличена года Номер обезличен незаконными, не подлежат удовлетворению.

В компетенцию Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области входит участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории Челябинской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153 установлена форма государственной финансовой поддержки граждан определенных категорий - предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Этим же постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В соответствии с пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, гражданин - получатель социальной выплаты может на выбор: получить ГЖС и передать свое жилье в муниципальную собственность; получить ГЖС, не сдавая имеющееся собственное жилое помещение. В этом случае размер общей жилой площади, принимаемый для расчета стоимости ГЖС, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, рассчитанной по нормативам для семьи определенной численности, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Однако в этом случае право на получение ГЖС предоставляется гражданину только в том случае, если указанная разница в жилых площадях, принимаемая для расчета стоимости ГЖС, составляет не менее 18 кв. метров. При несоблюдении данного условия выдача ГЖС гражданину возможна только при условии сдачи имеющегося собственного жилья.

Согласно п. 16 указанных Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина.

Доводы администрации Курчатовского района г. Челябинска о том, что Балакина М.С. имеет жилье, проживая в квартире, принадлежащей внукам на праве собственности, являясь в соответствии со ст. 31 ЖК РФ членом семьи собственников, суд считает неосновательными.

Согласно п. 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы, членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи. В судебном порядке Балакина М.С. членом семьи внуков не признавалась, что не оспаривала сторона ответчика.

Дата обезличена года между администрацией г. Челябинска и ФИО1, ФИО2 был заключен договор безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан, в соответствии с которым ФИО1 и ФИО2 принята в равных долях в собственность вышеназванная квартира. Балакина М.С. и ФИО3 участие в приватизации не принимали. л.д. 31)

После смерти ФИО1, собственниками квартиры ... дома ... по ... г. Челябинска стали ФИО3, ФИО2 по ? доли в праве собственности на квартиру в связи с принятием наследства по закону. Балакина М.С. от получения наследства после смерти ФИО1 в размере 1/6 доли в праве собственности отказалась в пользу ФИО3 л.д. 16 копия свидетельства о праве на наследство по закону,л.д. 18 копия свидетельства о государственной регистрации права)

Согласно справки о проживающих ООО ПЖРЭО Курчатовского района, в квартире ... дома ... по ... г. Челябинска зарегистрированы и проживают Балакина М.С., ФИО2, ФИО3. л.д. 20) Общая площадь квартиры составляет 44,1 кв.м. (19 выписка из технического паспорта).

1/6 доли в праве собственности на квартиру составляет 44,1 кв.м. : 6 = 7,35 кв.м. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина устанавливается в размере 33 кв. м. Соответственно 33 кв.м -7,35 кв.м.=25,65 кв.м., то есть более 18 кв.м..

Исходя из анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу о возложении на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области обязанности в выдаче Балакиной м.С. государственного жилищного сертификата без оформления обязательства о сдаче жилого помещения в порядке очередности.

Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.12, 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в иске Балакиной Марии Степановны к администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании действий администрации Курчатовского района г. Челябинска в виде требований о сдаче жилья незаконными, обязании выдать государственный жилищный сертификат без оформления обязательства о сдаче жилого помещения - отказать.

Обязать Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области выдать Балакиной Марии Степановне государственный жилищный сертификат без оформления обязательства о сдаче жилого помещения в порядке очередности.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через суд, постановивший решение.

Председательствующий