Дело № 2 – 2637/010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2010 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Воробьева Е.В.,
при секретаре Завадской Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестерова Николая Федоровича к Администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании отказа в выдаче сертификата на улучшение жилищных условий недействительным,
У С Т А Н О В И Л :
Нестеров Н.Ф. обратился с иском к администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании отказа в выдаче сертификата на улучшение жилищных условий недействительным. Просит обязать администрацию Курчатовского района г. Челябинска признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и выдать сертификат в положенном размере на 38,6 кв.м. в сроки установленные действующим законодательством.
В обоснование требований указал, что в январе Дата обезличена года обратился в администрацию Курчатовского района г. Челябинска с просьбой о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и выдаче жилищного сертификата для этих целей, предоставил все необходимые документы. В выдаче сертификата администрация отказала. Однако он является Федеральным льготником - ветераном подразделений особого риска и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ № 2123-1 от 27.12.1991. «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» подпадает под целевую государственную программу «Жилище», рассчитанную до 2010 года. На основании программы ему должны быть улучшены жилищные условия. Расчетной нормой предоставления субсидий для улучшения жилищных условий является общая жилая площадь 18 кв.м. на каждого члена семьи Федерального льготника, а не 10 кв.м., как указано в ответе администрации. Норма общей жилой площади на каждого члена семьи в 18 кв.м. определена и Законом «О ветеранах». В настоящее время семья проживает в 2-х комнатной квартире, общая площадь которой составляет 51,4 кв.м. Состав семьи 4 человека. До установленной нормы общей жилой площади не достает 20,6 кв.м.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме на изложенных основаниях.
Представитель ответчика исковые требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве, откуда следует, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, т.к. этот вопрос находится в компетенции исполнительной власти субъекта РФ (Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области).
Письмом администрации отказано не в выдаче сертификата, а в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по следующим причинам.
Нестеров Н.Ф. является лицом, принимавшим непосредственное участие в действиях подразделения особого риска. Граждане данной категории согласно ст.ст. 14,15 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма либо путем выдачи государственных жилищных сертификатов для приобретения жилья только при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 2 части 1 ст. 51 ЖК РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Челябинской городской думы от 25 октября 2005 года № 7/9 «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Челябинск» учетная норма установлена в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека. Согласно справке ООО «ПЖРЭО Курчатовского района» от Дата обезличена. Номер обезличен истец проживает в жилом помещении, находящимся в частной собственности, общей площадью 51,4 кв.м. соответственно он обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы и не может быть признан нуждающимся.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что Нестеров Н.Ф. проживает с семьей из 4 человек в двухкомнатной квартире общей площадью 51,4 кв.м. по адресу: ... ... ..., квартира находится в собственности.
Дата обезличена года Нестеров Н.Ф. обратился в Администрацию Курчатовского района г. Челябинска с заявлением о выдаче ему жилищного сертификата на улучшение жилищных условий.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В соответствии со ст. 14. Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10.11.2009. № 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения во взаимосвязи с жилищным законодательством Российской Федерации не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3770; 2006, N 6, ст. 694), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в соответствии с которыми Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
Право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска…
Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).
Размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
42 кв. м - на семью из 2 человек;
по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. (п. 16)
Норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 02.08.2006. № 225 Оформление государственных жилищных сертификатов осуществляют: Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области для граждан.
Для оформления государственных жилищных сертификатов органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган учетные дела граждан-участников подпрограммы, включенных в список на получение государственных жилищных сертификатов (список граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов)…
Государственные жилищные сертификаты выдаются органам местного самоуправления для вручения их гражданам-участникам подпрограммы в 2-месячный срок со дня получения бланков государственных жилищных сертификатов из Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, либо из федерального государственного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" в установленном порядке.
Органы местного самоуправления осуществляют вручение государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы не позднее 15 дней со дня получения бланков государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, признают членами семьи гражданина - участника подпрограммы лишь постоянно проживающих совместно с ним супругу (супруга), их детей. (пункт 2 подпункта "а" пункта 17) В признании данного пункта недействительным отказано решением от Дата обезличена г. N Номер обезличен
Вместе с заявителем проживает внук, который в судебном порядке членом его семьи не признан. Кроме того, заявитель не подпадает под категорию лиц, на которых распространяется норматив – 18 кв.м., предусмотренный п. 16 Подпрограммы, в связи с чем по отношению к нему должен применяться норматив установленный органом местного самоуправления, то есть 10 кв.м. общей площади на одного человека.
Ссылки истца на то, что ему положено на каждого члена семьи 18 кв.м. на основании закона РФ «О ветеранах» не могут быть приняты во внимание, поскольку он является льготником на основании Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) и может претендовать на жилищный сертификат в порядке, установленном Правительством РФ, то есть по нормам Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Нестерова Николая Федоровича к Администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании отказа в выдаче сертификата на улучшение жилищных условий недействительным, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Воробьев