Решение о признании незаконным и отмене решения челябинской таможни



Дело № 2-2999/010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2010 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Воробьева Е.В.

при секретаре Завадской Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Огородникова Александра Васильевича о признании незаконным и отмене решения Челябинской таможни от Дата обезличена. Номер обезличен,

У С Т А Н О В И Л :

Огородников А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Челябинской таможни Номер обезличен,

от Дата обезличена.

В обоснование заявления указал, что приобрел в собственность (купчая от Дата обезличена.) мотоцикл Харлей Давидсон.

Мотоцикл был ввезен на территорию Российской Федерации и доставлен до таможни назначения. Таможенное оформление произведено Челябинским таможенным постом Челябинской таможни в порядке главы 23 ТК РФ с применением единой ставки таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости. При этом ввоз мотоцикла правомерно квалифицировали как перемещение транспортного средства физическим лицом для личного пользования. Общая сумма начисленных и уплаченных таможенных платежей составила 49 138,12 руб.

Решением Челябинской таможни Номер обезличен, от Дата обезличена. решение Челябинского таможенного поста об отнесении мотоцикла к транспортному средству и применении единой ставки таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости признано не соответствующим требованиям законодательства РФ и отменено, выставлено требование о дополнительной уплате таможенных пошлин–недоимки в размере 20712,79 руб.

В обоснование указано, что мотоцикл для целей применения гл. 23 ТК РФ не относится к транспортным средствам.

Считает, что решение является незаконным, поскольку такое толкование гл. 23 ТК РФ следует считать ошибочным.

В соответствии со ст. 6 ГК РФ В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Системное толкование иных нормативно-правовых актов позволяет сделать определенный вывод о том, что мотоцикл следует относить к транспортным средствам, в том числе и для целей применения главы 23 ТК РФ. Критерием отнесения мотоцикла к транспортным средствам являются объем двигателя (более 50 куб см.) и максимальная конструктивная скорость (более 50 км. час). Технические характеристики мотоцикла значительно превышают указанные параметры.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал на изложенных основаниях.

Представитель Челябинской таможни не признал доводы, пояснив, что в широком смысле мотоцикл безусловно относится к транспортным средствам, но для целей применения ст. 23 ТК РФ нет, т.к. согласно примечанию к статье 282 ТК РФ, для целей применения главы 23 ТК РФ, под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 11, ТК РФ, транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что истец приобрел мотоцикл Харлей Давидсон (купчая от Дата обезличена). Мотоцикл был ввезен на территорию Российской Федерации и доставлен до таможни назначения. Таможенное оформление произведено Челябинским таможенным постом Челябинской таможни в порядке главы 23 ТК РФ с применением единой ставки таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости. При этом ввоз мотоцикла правомерно квалифицировали как перемещение транспортного средства физическим лицом для личного пользования. Общая сумма начисленных и уплаченных таможенных платежей составила 49 138,12 руб.

Решением Челябинской таможни Номер обезличен, от Дата обезличена. решение Челябинского таможенного поста об отнесении мотоцикла к транспортному средству и применении единой ставки таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости признано не соответствующим требованиям законодательства РФ и отменено, выставлено требование о дополнительной уплате таможенных пошлин–недоимки в размере 20712,79 руб.

В соответствии со ст. 6 ГК РФ В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Согласно ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 декабря 2008 г., 25 ноября 2009 г.) Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Согласно п. 1.2. Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября, 29 декабря 2008 г., 27 января 2009 г., 24 февраля 2010 г.), -

"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

В соответствии со ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами Российской Федерации, соответственно, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на единицу мощности (тяги) двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Таким образом, установлена зависимость ставки транспортного налога от таких критериев, как категория транспортного средства и мощность (тяга) двигателя либо валовая вместимость транспортного средства.

Учитывая это, налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, определены применительно к категориям транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, и мощности (тяге) установленных на них двигателей или их валовой вместимости.

Согласно положениям статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации вкачестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидрогщклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство применяется в части не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 6 Таможенного кодекса РФ Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Согласно ч. 5 ст.6 ТК РФ Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что системное толкование иных нормативно-правовых актов позволяет сделать определенный вывод о том, что мотоцикл следует относить к транспортным средствам, в том числе и для целей применения главы 23 ТК РФ.

Критерием отнесения мотоцикла к транспортным средствам являются объем двигателя (более 50 куб см.) и максимальная конструктивная скорость (более 50 км. час). Технические характеристики мотоцикла значительно превышают указанные параметры.

Суд пришел к выводу, что решение Челябинской таможни Номер обезличен, от Дата обезличена. является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда с другой стороны подлежат взысканию судебные расходы.

Заявитель просит взыскать с Челябинской таможни судебные расходы в сумме 10 000 руб., понесенные на оплату услуг представителя.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ суд по письменному ходатайству присуждает стороне в пользу которой состоялось решение с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом того, что по делу состоялось одно судебное заседание не продолжительное по времени (20 мин. ), объем дела незначительный и обстоятельства его ясны, суд полагает, что заявленная к взысканию сумма в качестве расходов на представителя явно завышена, в связи с чем суд уменьшает ее до 1000 руб.

руководствуясь ст. ст. 193,194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя Огородникова Александра Васильевича о признании незаконным и отмене решения Челябинской таможни от Дата обезличена. Номер обезличен, удовлетворить.

Признать решение Челябинской таможни от Дата обезличена. Номер обезличен незаконным и отменить.

Взыскать с Челябинской таможни в пользу Огородникова А.В. судебные расходы на представителя в сумме 1000 руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий : Е.В. Воробьев