Решение о признании незаконным ненормативного акта



Дело № 2-3255/010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18августа2010 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска,

в составе председательствующего Воробьева Е.В.

при секретаре Завадской Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения Начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска (МОУ НОШ № 95), Мотовиловой Людмилы Викторовны о признании незаконным, необоснованным представления прокурора Курчатовского района г. Челябинска Номер обезличен от Дата обезличена.,

У С Т А Н О В И Л :

Муниципальное общеобразовательное учреждение Начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска (МОУ НОШ Номер обезличен), и педагог указанной школы Мотовилова Людмила Викторовна обратились в суд с заявлением о признании незаконным, необоснованным представления прокурора Курчатовского района г. Челябинска Номер обезличен от Дата обезличена., которым на директора школы возложена обязанность принять меры к безусловному исполнению требований законодательства об образовании и привлечь к дисциплинарной ответственности Мотовилову Л.В.

В обоснование требований заявители указали, что в представлении прокурора не указано какую конкретно норму какого закона нарушила Мотовилова Л.В. и в чем выразилось нарушение закона, поэтому представление противоречит ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», которая гласит, что в случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель, исходя из конкретных обстоятельств, выносят представление об устранении нарушений закона.

Представление прокурора, кроме общих формулировок не содержат сведений о конкретных нарушениях, допущенных в результате ненадлежащего исполнения Мотовиловой Л.В. своих должностных обязанностей по охране жизни и здоровья обучающихся.

В ходе судебного заседания представители заявителей поддержали требования в полном объеме на изложенных основаниях, представили документы положительно характеризующие профессиональную деятельность Мотовиловой Л.В.

Прокурор требования не признал, на том основании, что само по себе представление прокурора не нарушает права и свободы гражданина, не создает препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод; не возлагает какую-либо обязанность и не привлекает к ответственности, в связи с чем представление прокурора не относится решениям должностного лица, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в порядке ст. 255 ГПК РФ, в связи с чем представление прокурора не подлежит судебному обжалованию.

Суд выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, допросив свидетеля ФИО1, которая показала, что ничего ни сама ни со слов сына не знает об избиении в школе ребенка Мусаева Рауля, а педагог начальной школы Мотовилова Л.В. ее как родителя полностью устраивает, исследовав письменные доказательства, пришел к выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению.

Дата обезличена года прокурором Курчатовского района г. Челябинска вынесено представление Номер обезличен на имя директора МОУ НОШ № 95, в котором указано, что в ходе проверки проведенной прокуратурой района по факту причинения телесных повреждений Мусаеву Раулю в МОУ НОШ № 95, установлены нарушения законодательства об образовании.

Далее в представлении указано, что в ходе проведения доследственной проверки факт причинения телесных повреждений Мусаеву Р. не подтвердился, но установлено, что между Мусаевым Р. и его одноклассниками происходят многочисленные конфликтные ситуации.

В соответствии с п. 3 ч.3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Учитель начальных классов Мотовилова Л.В. в соответствии с должностной инструкцией должна содействовать созданию благоприятных психологических условий для максимального развития каждого ребенка, организует воспитательную работу в классе, согласно программам и планам, утвержденным образовательным учреждением, осуществляет изучение личности обучающегося(воспитанников), склонности, интересы с целью создания условий индивидуального развития, помогает решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями, учителями.

В нарушение указанных обязанностей Мотовилова Л.В. ненадлежащим образом отнеслась к своим должностным обязанностям, что привело к многочисленным конфликтным ситуациям между учащимися.

В соответствии со ст. 249. ГПК РФ Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, прокурор должен представить доказательства того, что между Мусаевым Р. и его одноклассниками происходят многочисленные конфликтные ситуации и что происходит это вследствие нарушения Мотовиловой Л.В. закона об образовании.

Суду таких доказательств не представлено ни по фактическим обстоятельствам, ни по нарушению закона со стороны преподавателя. Имеется ссылка на нарушение должностной инструкции, но не закона, в то же время каких-либо достоверных доказательств нарушения инструкции также не представлено.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

На основании изложенного суд не соглашается с позицией прокурора о том, что представление прокурора не возлагает на то лицо которому оно адресовано какую-либо обязанность.

В силу положений пункта 1 статьи 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В случае не несогласия с представлением, то есть для того, чтобы избежать, возложенной представлением обязанности, лицо может лишь обратиться в суд с заявлением об обжаловании представления.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Конституционным Судом РФ в определении от 24 марта 2005 г. N 110-О изложена позиция, согласно которой законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявления Муниципального общеобразовательного учреждения Начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска (МОУ НОШ № 95) и Мотовиловой Людмилы Викторовны удовлетворить.

Признать представление прокурора Курчатовского района г. Челябинска Номер обезличен от Дата обезличена. незаконным, необоснованным, обязать прокурора Курчатовского района г. Челябинска отменить представление Номер обезличен от Дата обезличена.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Челябинский областной суд в течение 10 дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Воробьев