Решение о признании семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело № 2- 2687/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2010 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Л.В. Федосеевой

При секретаре И.В. Абрамовой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизовой Светланы Леонидовны к Администрации г. Челябинска, администрации Курчатовcкого района г. Челябинска, Комитета по делам молодежи Администрации г. Челябинска о признании отказа незаконным, о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Жилье для молодых семей»,

У С Т А Н О В И Л :

Истица Сизова С.Л. обратилась в суд с иском к Администрации Курчатовcкого района г. Челябинска о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Жилье для молодых семей».

В ходе предварительного слушания дела требования искового заявления Сизова С.Л. дополнила, просила признать незаконным отказ Администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Жилье для молодых семей».

Судом привлечены в качестве соответчика Администрация г. Челябинска, Комитет по делам молодежи Администрации г. Челябинска.

Истица в обоснование своих требований указала, что в результате неправомерного отказа ответчика в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, она лишилась возможности участвовать в подпрограмме «Жилье для молодых семей» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в г. Челябинске на 2006-2010 годы, утвержденном решением Челябинского городской Думы от 27 июня 2006 года № 13\6.

Истица Сизова С.Л. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени слушания дела надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Ранее, в судебном заседании истица на удовлетворении основных и дополнительных исковых требованиях настаивала, поддержав их доводы в полном объеме, указала, что ее семья состоит из четырех человек, в том числе, включая несовершеннолетних дочь Александру, 2001 года рождения, сына Никиту, 2007 года рождения. Ее семья проживает в квартире ... ... по ... г. Челябинска, которая в равных долях является собственностью ее матери Чирковой АА. и сестры ФИО1 В указанной квартире также проживают и зарегистрированы ее мать, сестра, отчим. Жилое помещение квартиры имеет площадь 27 кв.м., иного жилого помещения в собственности у членов ее семьи не имеется, таким образом, учетная норма жилой площади на одного члена семьи составляет менее 10 кв.м. Полагает, что она совместно с супругом и несовершеннолетними детьми являются нуждающимися в жилых помещениях, поскольку не обеспечены жилой площадью, соответственно, имеют право на участие в подпрограмме «Жилье для молодых семей» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в г. Челябинске на 2006-2010 годы, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 27 июня 2006 года № 13\6.

Для реализации своего права она обратилась в Администрацию Курчатовского района г. Челябинска с необходимым пакетом документов для участия в указанной подпрограмме. Однако, Администрацией Курчатовского района г. Челябинска письмом Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года ей отказано в признании ее совместно с членами ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку список молодых семей на получение субсидий в 2010 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» сформирован Администрацией г. Челябинска Дата обезличена года, срок действия программы не продлен.

Считает данный отказ Администрации Курчатовского района г. Челябинска незаконным и необоснованным так как он нарушает права ее семьи, в связи с чем и заявила требования о признании ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Жилье для молодых семей».

Представитель ответчика Администрации Курчатовского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, направил отзыв, согласно которому указал, что отказ в признании истицы Сизовой С.Л. и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Жилье для молодых семей» является законным, в связи с тем, что мероприятия подпрограмм, предусматривающих предоставление социальных выплат работниками бюджетной сферы и молодым семьям рассчитаны на 2010 год ( включительно), сводные списки участников подпрограмм на 2010 год утверждены до Дата обезличена год, в связи с чем, дальнейшее признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий нецелесообразно.

Представитель ответчиков – Администрации г. Челябинска, Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом.

Исследовав письменные доказательства, суд считает, что требования искового заявления удовлетворению не подлежат.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Срок действия программы 2002-2010 годы.

Пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2001-2010 годы утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года № 285 установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 19 настоящей подпрограммы;

в) наличие у семьи доходов, либо иных денежных средств, достаточной или расчетной стоимости жилья.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 года участницей программы может быть семья, признанная органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены статьей 51 ЖК РФ, в соответствии с которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семей собственника жилого помещения;

- являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилого помещения либо членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного членам семьи не менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п. 19 вышеуказанной программы признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется администрацией районов города.

В соответствии с решением Челябинской городской Думы третьего созыва от Дата обезличена года Номер обезличен «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Челябинск» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.

Подпрограмма «Жилье для молодых семей», принята в рамках городской целевой Программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в г. Челябинске на 2006-2010 годы, на основании решения Челябинской городской Думы третьего созыва от 27 июня 2006 года № 13\6, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 22.12.2005 года № 1994 «О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2006- 2010 годы», Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 27.04.2006 года № 123 «О внесении изменений в областную целевую Программу реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2006- 2010 годы и Уставом г. Челябинска.

Согласно п. 28 Областной целевой программы текущее управление реализацией подпрограммы осуществляет Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, которое на основании списков, включая резервные, полученные от органов местного самоуправления, формирует до 15 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме в планируемом году, и представляет его в Федеральное агентство по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству (далее- Рострой), а также готовит и предоставляет в Рострой сводную заявку на финансирование подпрограммы за счет средств федерального бюджета с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в законе Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год, и обязательств по финансированию подпрограммы, полученных от органов местного самоуправления

В соответствии со ст. 30 Областной целевой программы органы местного самоуправления осуществляют формирование списков (основного и резервного) молодых семей- претендентов на участие в подпрограмме в планируемого году и представление их государственному заказчику подпрограммы до 15 августа года, предшествующего планируемому, предоставляют государственному заказчику подпрограммы ежегодно до 01 июля года, предшествующего планируемому, заявки на финансирование мероприятий подпрограммы из федерального и областного бюджетов исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете;

В соответствии с п.п. 9, 11 подпрограммы «Жилье для молодых семей», принятой в рамках городской целевой Программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в г. Челябинске на 2006-2010 годы, на основании решения Челябинской городской думы третьего созыва от Дата обезличена года Номер обезличен реализация программы планируется на период с 2006 года по 2010 год включительно, реализация мероприятий подпрограммы осуществляется в объемах, обеспеченных финансированием.

Согласно п. 22 подпрограммы текущее управление реализацией программы осуществляется управлением по делам молодежи Администрации г. Челябинска, которое до 01 сентября текущего года, предшествующего планируемому, осуществляет проверку документов, формирует списки молодых семей – участников программы и представляет их государственному заказчику до 15 сентября года, предшествующего планируемому, представляет государственному заказчику программы заявки на финансирование мероприятий подпрограммы из федерального и областного бюджетов исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в бюджете города.

Судом установлено, что истица Сизова С.Л. обратилась в Администрацию Курчатовского района г. Челябинска Дата обезличена года с заявлением о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Жилье для молодых семей», представила пакет необходимых документов, подтверждающих, что ее семья: она, супруг ФИО2, дочь Александра Дата обезличена года рождения, сын Никита, Дата обезличена года рождения проживает в квартире ... ... по ... г. Челябинска вместе с матерью ФИО3., сестрой ФИО1, отчимом ФИО4 (л.д. 10-24). Указанная квартира находится в собственности в равных долях у матери истца - Чирковой АА. и сестры ФИО1 (л.д. 10), общая площадь квартиры составляет 27 кв.м. (л.д. 6), на долю каждого проживающего приходится 3, 85 кв.м. ( 27 : 7), менее учетной нормы 10 кв.м. общей площади, также представила сведения об отсутствии другого жилья, свидетельство о расторжении брака, о рождении детей, свидетельство о заключении брака, справки с места жительства, иные документы.

Письмом Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года Администрация Курчатовского района г. Челябинска отказала ей в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Жилье для молодых семей» на 2010 год, так как она обратилась Дата обезличена года т.е. после Дата обезличена года – после формирования списков – участников подпрограммы на 2010 год (л.д. 5).

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемые в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие) в результате которых:

- нарушены права и свободы граждан;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая -либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 26 Областной целевой программы отказа в признании семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные п. 24; 2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты; 3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты.

Таким образом, указанное Администрацией Курчатовского района г. Челябинска основание отказа в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты не предусмотрено, следовательно, оспариваемый Сизовой С.Л. отказ Администрации Курчатовского района г. Челябинска в признании ее семьи нуждающейся улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Жилье для молодых семей» на 2010 год, изложенный в письме Номер обезличен от Дата обезличена года является незаконным.

Вместе с тем, в силу вышеуказанных нормативных актов действие подпрограммы на 2011 год не предусмотрено, финансирование на 2011 год не запланировано, список на 2010 год сформирован до Дата обезличена года, истица же обратилась с заявлением о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, после указанной даты.

При таких обстоятельствах, решение администрации об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для целей участия нуждающимися в улучшении жилищных условий для целей участия в названной выше подпрограмме, не может быть расценено как нарушающее права и свободы истцы, создающие препятствия к осуществлению истицей ее прав и свобод или как незаконно возлагающее на истицу какой- либо обязанности или ответственности, поскольку Сизова С.Л. не могли стать участниками программы, сроки формирования участников которой истекли, а решение администрации не порождает правовых последствий.

Следовательно, для признания незаконным оспариваемого решения администрации муниципального района отсутствуют необходимые условия- незаконность оспариваемого решения, нарушение прав и законных интересов истца.

Оспариваемое решение не препятствует истице повторно обратиться с заявлением об участии в названной или иной аналогичной программе, если органами местного самоуправления будут продлены сроки действия названной выше программы либо принята новая программа, направленная на улучшение жилищных условий граждан.

Таким образом, требование о признании истицы и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Жилье для молодых семей», также удовлетворению не подлежит, так как не порождает для нее правовых последствий в виде участия в подпрограмме «Жилье для молодых семей», не приведет к исполнимости судебного акта.

Кроме того, суд учитывает, что при наличии основания для признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Жилье для молодых семей», указанное решение принимается не судебным органом, а администрацией районов город, после признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении администрацией района в срок до 01 сентября текущего года, предшествующего планируемому и включению в список также в указанный срок.

Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Сизовой Светланы Леонидовны к Администрации г. Челябинска, администрации Курчатовcкого района г. Челябинска, Комитета по делам молодежи Администрации г. Челябинска о признании отказа незаконным, о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Жилье для молодых семей» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий:

.