Решение о взыскании государственного пособия на ребенка



Дело № 2-3550/10 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2010 года

Курчатовский районный суд города Челябинска в составе:

Председательствующего судьи Шалиевой И.П.

при секретаре Еремченко Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербаковой Анастасии Валерьевны к Управлению социальной защиты населения Администрации Курчтатовского района г. Челябинска,

У С Т А Н О В И Л :

Щербакова А.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Курчатовского района г. Челябинска о взыскании государственного пособия и выплаты на ребенка в размере 88737,52 руб., компенсации морального вреда в размере 100000 руб.

Требование обосновано тем, что ей незаконно было отказано в выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия, пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и пособия на ребенка. В ДД.ММ.ГГГГ. в начале срока беременности она встала на учет в женскую консультацию поликлиники по месту ее регистрации в Курчатовском районе г. Челябинска. В январе 2008г. после ДД.ММ.ГГГГ – дня рождения ребенка, она обратился к ответчику для получения государственных пособий и выплат на ребенка. На ее обращение ей отказали под предлогом о том, что она должна сначала прописать ребенка, собрать необходимые справки из женской консультации, от паспортиста о месте регистрации, составе семьи и много другое. Собрать справки по сей день ей не удалось не по ее вине, а по вине должностных лиц.

В судебном заседании истица Щербакова А.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Кихтенко М.В. иск не признал, пояснив суду, что истица с заявлением и необходимыми документами в январе 2008г. для назначения государственных пособий не обращалась. Если бы такое обращение имело место, то отказ был бы обоснованным, так как свидетельство о рождении ребенка было получено ДД.ММ.ГГГГ вместе с памяткой, содержащей исчерпывающий перечень документов. Обращение за выплатой соответствующего пособия за пределами сроков является основанием для отказа в назначении пособия. Документального подтверждения причин, объективно препятствующих обращению за назначением государственных пособий истцом не представлено. В настоящее время у истца имеется возможность реализовать право на назначение ежемесячного пособия ребенка при наличии среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума 4931 руб. Моральный вред истцом не доказан ( л.д.13-14 – отзыв)

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области ( л.д. 17 об.ст.)

Представитель Министерства социальных отношений в суд не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

Заслушав указанных лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными.

Как следует из материалов дела, истица Щербакова А.В. встала на учет в женскую консультацию по беременности ДД.ММ.ГГГГ в 5 недель беременности, что следует из представленной медицинской карты.

Согласно свидетельству о рождении 11-ИВ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, матерью указана Щербакова А.В., свидетельство о рождении выдано ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.15)

На заявление истицы о выплате государственных пособий на ребенка от ДД.ММ.ГГГГ отказано Управлением социальной защиты населения в виду пропуска шестимесячного срока, а в назначении ежемесячного пособия на ребенка - ввиду отсутствия полного комплекта документов ( л.д.7-8)

К заявлению истицы от ДД.ММ.ГГГГ приложено свидетельство о рождении ребенка, страховой медицинский полис, сберегательная книжка.

Как установлено в судебном заседании, истица обращалась к ответчику в январе 2008г. устно для выяснения вопроса какие необходимы документы для назначении государственных пособий и выплат на ребенка, что следует из пояснений истицы, показаний свидетеля ФИО2 Больше истица к ответчику не обращалась до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 6 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

В силу ст. 9 вышеназванного Закона право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

В силу ст. 11 вышеуказанного Закона право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Статья 13 указанного Закона предусматривает право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии со ст. 16 названного Закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьей 17.2 указанного Закона предусмотрено, что пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.

В силу ст. 3 Закона Челябинской области №299-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей) на каждого рожденного (усыновленного) и совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Челябинской области, установленного в соответствии с законодательством Челябинской области.

Статья 4 Закона Челябинской области предусматривает ежемесячное пособие на ребенка назначается органом местного самоуправления по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, в соответствии с положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным Правительством Челябинской области. Граждане, имеющие детей, при обращении в органы местного самоуправления по месту их жительства за назначением ежемесячного пособия на ребенка подтверждают сведения о доходах семьи документами, перечень которых определяется указанным в части 1 настоящей статьи положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

В силу ст. 5, 6 Порядка и условий назначения и выплаты государственный пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздарвсоцразвития от 23 декабря 2009 г. N 1012н лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий. Указанные заявление и документы могут быть направлены в организации, назначающие пособия, по почте. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются. Направление заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. В заявлении, указываются: наименование организации, в которую подается заявление; фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее); сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность; сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры), указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность); сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры); вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий; способ получения пособия: почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации; сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий). Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.

В суде установлено, что истца обратилась с заявлением о назначении пособия по беременности и родам, единовременного пособия, вставшей на учет в женскую консультацию в ранний срок, до 12 недель беременности, пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ, по истечении шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 г. N 74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, которым предусотмрены уважительные причина - непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.); длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

Доказательства истицей об уважительности причин пропуска срока для обращения за назначением вышеуказанных пособий не представлено в суд, уважительные причины суду не завялены.

Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам, назначение и выплаты пособий носят заявительный характер, в связи с чем необходимо обратиться в орган социальной защиты населения с заявлением с предоставлением соответствующих документов.

Обращение в январе 2008г. не может являться надлежащим, поскольку с заявлением истица в орган социальной защиты населения не обращалась, соответствующие документы не предоставляла.

Также правомерен отказ УСЗН Администрации Курчатовского района г. Челябинска в назначении пособия на ребенка, поскольку истицей не приложены к заявлению соответствующе документы, в частности подтверждающие доход каждого члена семьи за последние три месяца перед обращением для определения среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка. Такие документы не представлены и в суд.

Кроме того, истицей не отрицалось, что с письменным заявлением и соответствующими документами в январе 2008г. она не обращалась в УСЗН Курчатовского района г. Челябинска, и до настоящего времени указанные документы ей не собраны.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для взыскании государственных пособий и выплат на ребенка в размере 88737,52 руб.

В требованиях Щербаковой А.В. о взыскании компенсации морального вреда следует отказать, так как согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.94г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» вопросы возмещения морального вреда регулируются действующим законодательством Российской Федерации, где в законодательном акте прямо указано на возможность возмещения морального вреда. В силу ч.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями ( бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В данном случае требования заявлены о нарушении имущественных прав, которые не влекут возмещение морального вреда.

Руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд, -

Решил:

В удовлетворении требований Щербаковой Анастасии Валерьевны к Управлению социальной защиты населения Администрации Курчатовского района г. Челябинска о взыскании государственного пособия, выплат на ребенка компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Челябинский областной суд через Курчатовский районный суд г.Челябинска.

Председательствующий: