о признании бездействия незаконным



Дело № 2-551/11 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

05 мая 2011 года г.Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Малковой С.В.

при секретаре Тимкиной Е.А.

рассмотрев с участием прокурора Соколец Г.П. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курчатовского района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Челябинской области о признании незаконным бездействия по надлежащему обеспечению зданий и сооружений в соответствии с требованиями пожарной безопасности, обязании выделить денежные средства для проведения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Курчатовского района г. Челябинска в интересам неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУЗ «Областной дом ребенка № <данные изъяты> (далее Дом ребенка №), Министерству здравоохранения Челябинской области о признании незаконным бездействия ответчиков по надлежащему обеспечению содержания зданий и сооружений в соответствии с требованиями пожарной безопасности, выполнении обязанности по надлежащему обеспечению содержания зданий и сооружений ГУЗ «Областной дом ребенка № <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ и привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности, выполнив следующие действия: наружные открытые эвакуационные лестницы из спален второго этажа расположить от стены с оконными проемами на расстоянии не менее 1 метра, коридор 1-го этажа выполнить шириной не менее 1,2 метра, выполнить открытые эвакуационные лестницы из спален второго этажа шириной не менее 1,35 метров, выполнить вторые эвакуационные выходы из групповых помещений 1-го этажа или уменьшить единовременное пребывание детей до 10 человек.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлено, что в Доме ребенка № систематически нарушаются требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами. В ходе проводимой в период с 24 мая по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с государственным пожарным инспектором Курчатовского района г. Челябинска проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, аналогичные ранее выявленным и указанным в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, установлен новый срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Для устранения нарушений требуется проведение капитальных и реконструирующих работ стоимостью <данные изъяты> рублей, однако в результате неполного финансирования со стороны Министерства здравоохранения Челябинской области работы, выделении части требуемых средств ДД.ММ.ГГГГ, с декабря 2009 года по настоящее время денежные средства не выделялись, капитальный ремонт здания не проводился. По мнению прокурора неисполнение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью малолетним детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и препятствия для оказания им ухода, диагностики заболеваний, лечения, реабилитации, а также их воспитанию и социальной адаптации (том 1 л.д. 4-7).

В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор уточнил требования, просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Челябинской области по надлежащему обеспечению содержания зданий и сооружений, соответствии требованиям пожарной безопасности, обязать Министерство здравоохранения Челябинской области выделить денежные средства в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей Дому ребенка № для устранения нарушений пожарной безопасности: наружные открытые эвакуационные лестницы из спален второго этажа расположить от стены с оконными проемами на расстоянии не менее 1 метра, коридор 1-го этажа выполнить шириной не менее 1,2 метра, открытые эвакуационные лестницы из спален второго этажа шириной не менее 1,35 метров, выполнить вторые эвакуационные выходы из групповых помещений 1-го этажа (том 2 л.д. 51-53).

В судебном заседании помощник прокурора Курчатовского района г.Челябинска Соколец Г.П. на уточненных исковых требованиях к Министерству здравоохранения Челябинской области настаивала по основаниям, изложенным в уточненном письменном заявлении, указала на отсутствие исковых требований к Дому ребенка №.

Представитель Министерства здравоохранения Челябинской области по доверенности Устюжанина Н.В. (том 1 л.д. 99) в судебном заседании присутствовала, исковые требования не признала, указала на невозможность исполнения требований прокурора, действия Министерства в пределах выделенных лимитов, не истечение срока устранения выявленных нарушений, гарантии Министерства здравоохранения по выделению необходимых денежных средств во 2 квартале 2011 года.

Представители Дома ребенка № директор Нестерова Н.Н., представитель по доверенности Нагорная Е.В. (том 1 л.д. 177) в судебном заседании присутствовали, исковые требования не признали и полагали их не подлежащими удовлетворению по основаниям представленного ранее в материалы дела письменного отзыва (том 1 л.д. 100-106), где указали, что не имеют возможности устранить выявленные нарушения ввиду отсутствия достаточного финансирования, все меры для устранения нарушений пожарной безопасности ими приняты.

Представители третьих лиц Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Отдела государственного пожарного надзора Курчатовского района г. Челябинска в судебное заседание не явились, извещены (том 2 л.д. 54-57).

Заслушав объяснения прокурора, представителей Министерства здравоохранения Челябинской области, Дома ребенка №, исследовав все письменные доказательства, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 2,18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что Дом ребенка № зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 11-45). На основании постановления Правительства Челябинской области от 23.12.2005 года №-П Дом ребенка № принят в государственную собственность Челябинской области, является государственным учреждением, входящим в систему здравоохранения. Функции учредителя Дома ребенка №2 от имени Челябинской области выполняет Министерство здравоохранения Челябинской области, которое согласно Уставу Дома ребенка № организует финансирование в пределах средств, выделенных из областного бюджета на основе сметы доходов и расходов и контролирует целевое использование Домом ребенка № денежных средств. Имущество, которое используется Домом ребенка № на основании распоряжения Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области №229-р от 09.03.2007 г., передано ему на праве оперативного управления. Имущественный комплекс - нежилое здание (здание дома ребенка) по адресу: <адрес>, находящийся в оперативном управлении и используемый им в лечебной деятельности, частично не соответствует требованиям пожарной безопасности (том 1 л.д. 10-45, 201).

Министерство здравоохранения Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, получателем и распорядителем средств областного бюджета в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 23.01.2006г. № 6 «О перечне главных распорядителей средств областного бюджета и перечне получателей средств областного бюджета, подведомственных главным распорядителям средств областного бюджета».

Дом ребенка № занимает принадлежащее ему на праве оперативного управления нежилое здание (здание дома ребенка) по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 10-45, 201).

24 февраля 2009 года Отделом государственного пожарного надзора Курчатовского района г. Челябинска проведены плановые мероприятия по контролю исполнения требований пожарной безопасности в помещениях Дома ребенка №. В целях устранения выявленных при обследовании (проверке) нарушений требований пожарной безопасности в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» Дому ребенка № предписанием № указано на необходимость выполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующих мероприятий: наружные открытые лестницы 3-го типа расположить от стены с оконными проемами на расстоянии не менее 1 м., выполнить шириной не менее 1,2 м. коридор на 1-м этаже здания, выполнить шириной не менее 1,35 м. наружные открытые лестницы из спален 2-го этажа, групповые электрические сети, питающие штепсельные розетки для переносных электрических приборов, защитить устройствами защитного отключения (УЗО), выполнить вторые эвакуационные выходы из групповых помещений 1-го этажа или уменьшить единовременное пребывание детей до 10 человек (том 1 л.д. 48).

05 июня 2009 года должностным лицом Отдела государственного пожарного надзора Курчатовского района г. Челябинска во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору №170 от 25.05.2009 года, ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» проведена внеплановая проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на территории и в помещениях здания Дома ребенка №. Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданное ДД.ММ.ГГГГ не выполнено, срок исполнения не истек (том 1 л.д. 46-47).

16 июня 2010 года должностным лицом Отдела государственного пожарного надзора г. Челябинска года на основании распоряжения №1230 от 18.05.2010 г., выданного Главным государственным инспектором г. Челябинска проведена проверка, по результатам которой составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 54-55) и Дому ребенка № выдано предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.07.2011 года, с указанием на выполнение следующих действий: наружные открытые эвакуационные лестницы из спален второго этажа расположить от стены с оконными проемами на расстоянии не менее 1 метра, коридор на 1-м этаже выполнить шириной не менее 1,2 м., выполнить открытые эвакуационные лестницы из спален второго этажа шириной не менее 1,35 м., выполнить вторые эвакуационные выходы из групповых помещений 1-го этажа или уменьшить единовременное пребывание детей до 10 человек (том 1 л.д. 51, 131).

Домом ребенка № в обоснование возражений против иска представлены в материалы дела доказательства принятия мер по выполнению требований пожарной безопасности, в том числе многочисленные обращения, датированные 2009-2010 годами, в Министерство здравоохранения Челябинской области с отчетами о проделанной работе по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, заявками на финансирование, смета на строительство по устранению нарушений, иные доказательства (том 1 л.д. 62-90, 107-122, 127, 124, 130, 133-176, 213-250).

Министерством здравоохранения Челябинской области в основание возражений против заявленных требований представлены в материалы дела доказательства принятия, в пределах полномочий и выделенных лимитов, мер по выполнению требований пожарной безопасности в Доме ребенка №, а именно распоряжения Правительства Челябинской области №148-рп от 14.08.2009 г. (том 1 л.д. 193), №392-рп от 15.12.2010 г. (том 1 л.д. 194-195), реестр заявок (том 1 л.д. 196-200), заключение по сметной стоимости капитального ремонта (том 1 л.д. 202-204), письмо на имя заместителя губернатора Челябинской области от 14.04.2011г. с просьбой открыть лимит на финансирование для устранения нарушений пожарной безопасности (т.2 л.д. 63), письмо зам.губернатора Челябинской области о согласовании лимитов бюджетных обязательств (т.2 л.д. 59-62), иные доказательства (том 1 л.д. 91-92, 123, 125-126, 128).

В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и другие лица, поименованные в законе.

Согласно п.п.1,4 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

Правительство Челябинской области, как предусмотрено ст. 1 Закона Челябинской области от 17.12.2001 № 57-ЗО является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство Челябинской области является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти области, и осуществляет исполнительную власть Челябинской области.

Таким образом, Министерство здравоохранения Челябинской области не является единственным органом исполнительной власти и единственным непосредственным участником бюджетного процесса со свойственными полномочиями при формировании бюджетов, вследствие чего у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований в пределах и по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении прокурора.

Кроме того, в соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судом установлено, что Министерством здравоохранения Челябинской области исполняются возложенные на него обязанности по соблюдению требований противопожарной безопасности в пределах выделенного из областного бюджета финансирования. Доказательств бездействия и непринятия мер, в том числе и Домом ребенка №, выявленных нарушений правил и норм пожарной безопасности за период 2009-2011 г.г. прокурором Курчатовского района г.Челябинска суду не представлено.

Как следует из объяснения участников по делу и представленных ими письменных доказательств, на день рассмотрения дела судом выявленные в Доме ребенка № нарушения требований пожарной безопасности устраняются, освоены выделенные на эти цели денежные средства в размере <данные изъяты>0 рублей (том 1 л.д. 212), однако выявленные нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме до настоящего времени не устранены из-за недостатка финансирования, проводимого в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Срок устранения выявленных в Доме ребенка № нарушений требований пожарной безопасности установлен уполномоченными лицами ДД.ММ.ГГГГ, данный срок не истек, кроме того в материалах дела имеется письмо Министерства здравоохранения Челябинской области, согласно которому на 2011 год финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в размере <данные изъяты>,0 рублей будет предусмотрено и приняты все меры к доведению лимитов в весенне-летний период (том 1 л.д. 123).

Согласно письма заместителя губернатора Челябинской области от 14.04.2011г. по заявке Министерства здравоохранения на мероприятия. связанные с устранением нарушений требований пожарной безопасности разрешен вопрос о выделении денежных средств Дому ребенка № в сумме <данные изъяты>0 рублей (т.2 л.д. 61).

Прокурором Курчатовского района г. Челябинска не представлено доказательств бездействия Министерства здравоохранения Челябинской области по вопросам, находящимся в его компетенции и полномочиях, связанным с устранением выявленных в Доме ребенка № нарушений требований пожарной безопасности, а также того, что имеется реальная угроза жизни и здоровью детей, находящихся в Доме ребенка №, в результате неустранения имеющихся нарушений пожарной безопасности в указанном выше учреждении здравоохранения. Причин полагать, что данная обязанность не будет выполнена Министерством здравоохранения Челябинской области у суда не имеется, что свидетельствует об отсутствии предусмотренных законом оснований для принятия судебного решения о понуждении ответчика к совершению указанных в уточненном исковом заявлении действий.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 2, частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из содержания приведенных норм права следует, что основной задачей гражданского судопроизводства является восстановление нарушенного (оспоренного) права. При этом, результат рассмотрения судебного спора должен влечь за собой конкретные правовые и фактические последствия, направленные на устранение сложившейся противоправной ситуации. Решение суда должно быть четким, ясным, конкретным и исполнимым.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» от 19.12.2003г. в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204-207 ГПК РФ).

В рассматриваемом случае возложение на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанности на будущее время – в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства не будут законными и исполнимыми в виду отсутствия норм права и механизма реализации такого решения и реальных последствий его неисполнения, а также приведут к нарушению прав иных лиц, поскольку, как было указано выше, Министерство здравоохранения Челябинской области исполняет возложенные на него обязанности по соблюдению требований противопожарной безопасности в пределах выделенного из областного бюджета финансирования.

Руководствуясь ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

отказать прокурору Курчатовского района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Челябинской области о признании незаконным бездействия по надлежащему обеспечению зданий и сооружений в соответствии с требованиями пожарной безопасности, обязании выделить денежные средства в сумме <данные изъяты>,0 рублей для проведения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности: наружные открытые эвакуационные лестницы из спален второго этажа расположить от стены с оконными проемами на расстоянии не менее 1 метра, коридор 1-го этажа выполнить шириной не менее 1,2 метра, выполнить открытые эвакуационные лестницы из спален второго этажа шириной не менее 1,35 метров, выполнить вторые эвакуационные выходы из групповых помещений 1-го этажа.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.

Председательствующий: