о признании права собсвтенности на земельный участок



дело № 2-1429/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года

Курчатовский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Л.В.Икаевой

при секретаре М.В. Столповских

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривенко Бориса Павловича к администрации г. Челябинска, администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании права собственности на земельный участок,

у с т а н о в и л:

Кривенко Б.П. обратился в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу <адрес> по основаниям ст. 36 ЗК РФ. В обоснование иска указано, что истец является собственником жилого дома по указанному адресу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года. Занимаемый земельный участок первоначально предоставлялся Алексееву А.П. на основании договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ года. Администрация Курчатовского района отказала в предоставлении истцу занимаемого земельного участка в собственность бесплатно.

Кривенко Б.П. в судебном заседании участия не принимал при надлежащем извещении.

Представитель истца –Лебедев В.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске.

Ответчики: администрация г. Челябинска и администрация Курчатовского района г. Челябинска в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу ч.2 ст. 271 ГК РФ при переходе прав собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В судебном заседании установлено, что Кривенко Б.П. приобрел право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенный по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3. Право собственности на самовольно возведенные пристрои признано за истцом решением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности истца на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. метра зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.19,42, 44).

Из материалов дела известно, что первоначальным собственником дома по указанному адресу на основании договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ являлся ФИО4, что подтверждено справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» и договором отчуждения домостроения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23,25). К последующим владельцам право собственности на домостроение также переходило на основании сделок купли- продажи ( л.д.42,63).

В соответствии со ст. 10 Конституции РСФСР 1936 года, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, право личной собственности граждан на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, охранялось законом. В целях единства в законодательстве, регулирующем право граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов, и в соответствии со ст. 10 Конституции РСФСР Президиум Верховного Совета СССР в Указе от 26 августа 1948 года установил, что отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.

В соответствии с Указом от 26 августа 1948 года, Указом ПВС РСФСР от 01 февраля 1949 года признаны утратившими силу статьи 71-84 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, регулировавшие право срочной застройки.

Поскольку срочное пользование спорным участком, предоставленного первоначально ФИО5 для капитального строительства перестало отвечать требованиям законодательства, в результате издания Указа от 26 августа 1948 г., ФИО6, которая в этот период являлась собственником указанного жилого дома, стала бессрочным землепользователем.

Из материалов дела установлено, что жилой дом по адресу <адрес> находится на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. метров, что отражено в договорах о переходе права собственности на жилой дом, межевом деле. Право аренды указанного земельного участка прекращено ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО3, что подтверждено делом правоустанавливающих документов (л.д.45-56).

Право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенным по адресу <адрес> перешло к истцу в силу ч.2ст.271 ГК РФ и п.9.1 ст.3 ФЗ № 137 от 25.10.2001 года « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от предыдущих собственников одновременно с переходом права собственности на жилой дом по адресу <адрес>. Первичное предоставление указанного земельного участка ФИО4 по договору на право застройки от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено помимо сведений, имеющихся в ОГУП «Обл.ЦТИ» справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.66).

Из материалов дела известно, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по указанному адресу поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер (л.д.20-22).

Возражения администрации Курчатовского района о том, что к Кривенко Б.П. перешло только право пользования указанным земельным участком ввиду отсутствия документов о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование и предыдущим правом аренды земельного участка ФИО3, не состоятельны.

В силу положений ст. 87 ЗК РСФСР 1970 г., ст. 37 ЗК РСФСР 1991 года при переходе права собственности на строения <адрес> этими объектами перешло и право бессрочного пользования указанным земельным участком.

Следовательно, к истцу вместе с переходом права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в порядке материального правопреемства перешло и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью <данные изъяты> кв. метра и соответственно исключительное право предшественника на бесплатную приватизацию участка земли, на котором находится дом. То обстоятельство, что у истца отсутствуют правоустанавливающие документы, прямо подтверждающие его право пользования земельным участком по указанному адресу, не лишает ФИО1 права фактически пользоваться земельным участком для отведенных для этого целей, а также права на получение таких документов, учитывая наличие поданного заявления с обращением за правоустанавливающими документами о вещных правах на земельный участок.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования ФИО1. о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу <адрес> основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Других требований не заявлено.

Руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать право собственности Кривенко Бориса Павловича на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. метров (кадастровый номер ), расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи кассационной жалобы в суд, постановивший решение.

Председательствующий: Л.В.Икаева