о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками, земельный участок



дело №2-2472/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июля 2011 года

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Л.В. Икаевой

при секретаре Ю.В.Хвостик

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гасалаевой Лилии Рауфовны к администрации г. Челябинска и администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании права собственности на земельный участок и самовольные строения,

у с т а н о в и л:

Гасалаева Л.Р. обратилась в суд с иском о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метр, на жилой дом (литеры А,А1,а,а1) общей площадью <данные изъяты> кв. метра и надворные постройки, расположенные по адресу <адрес> на основании пункта 4 ст. 3 « О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации». В обоснование иска указано, что первоначально право собственности на строения по указанному адресу возникли у ФИО7 на основании справки Металлургического райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Дом был возведен ФИО7 и ФИО4, который фактически приняв наследство после смерти жены, завещал истцу жилой дом по указанному адресу.

В судебное заседание Гасалаева Л.Р. не явилась при надлежащем извещении.

Представитель истца Костырева Е.Б. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.

Администрация г. Челябинска и администрация Курчатовского района г. Челябинска в судебное заседание представителей не направили при надлежащем извещении ( л.д. 62-63).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

На основании п.4 ст.3 ФЗ № 137 от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03. 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленные ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ юридически значимыми обстоятельствами по спору о признании права собственности на самовольные строения являются возведение построек за счет личных сил и средств истца, принадлежность истцу земельного участка, соответствие построек санитарным, противопожарным, строительным нормам и правилам, отсутствие нарушений прав соседних землепользователей.

В судебном заседании установлено, что на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. метр, расположенном по адресу <адрес> находятся самовольные постройки: основное строение ДД.ММ.ГГГГ года постройки общей площадью <данные изъяты> кв. метра и надворные постройки. Данные обстоятельства подтверждены техническим и кадастровым паспортами ( л.д. 10-13, 27).

Согласно справке бюро технической инвентаризации на основании справки Металлургического райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом по адресу <адрес> зарегистрировано за ФИО7( л.д.8).

Из материалов дела известно, что впервые жилой дом по указанному адресу был поставлен на технический учет ДД.ММ.ГГГГ со сведениями о дате постройки дома- ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.23). Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ известно, что в ДД.ММ.ГГГГ году указанный дом был перестроен. Площадь занимаемого земельного участка по документам составляет <данные изъяты> кв. метра ( л.д.17-18).

Согласно кадастровому паспорту земельный участок по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв. метр поставлен на кадастровый учет декларативно ДД.ММ.ГГГГ. Правообладателем указана ФИО1 ( л.д.27).

Судом установлено на основании свидетельств о рождении и браке, что ФИО1 является внучкой ФИО7 и ФИО4 по линии матери – ФИО5 ( л.д.38, 69-70).

ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельствами о смерти ( л.д.39-40,71).

Из материалов дела известно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 составил завещание, удостоверенное нотариально, о том, что принадлежащий ему жилой дом по адресу <адрес> он завещает внучке ФИО6 На день смерти наследодателя завещание не отменено, не изменено ( л.д.72).

Возведенные строения соответствует градостроительным, противопожарным, строительным и санитарным нормам и правилам, не угрожает жизни и здоровью людей, что подтверждено заключениями соответствующих служб и ведомств ( л.д. 41-47). Согласно представленным квитанциям жилой дом по адресу <адрес> был застрахован ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ год ( л.д. 49-56).

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В период застройки дома по адресу <адрес> действовал Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие 30 октября 1922 года.

Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1925 года предусматривалось, что при переходе в законном порядке от одних лиц к другим права собственности на строения частновладельческие, все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, тем самым переходят к новым владельцам.

01.03.1949 года Совмином РСФСР было издано постановление N 1452 "О порядке применения Указа ПВС РСФСР от 01.02.1949 г.", согласно которому передача земельного участка застройщику на основании решения исполкома Совета депутатов трудящихся оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

Исходя из положений ст. 9, 11, 25, 141, 143 ЗК РСФСР 1922 года, а также постановления N 1452, собственники жилых домов могли владеть земельным участком на праве пользования сроком на 49 лет. Впоследствии это право было трансформировано в право бессрочного пользования земельным участком.

Согласно п.26 Инструкции о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР, утвержденной приказом Госстроя РСФСР от 19.12.1966 года № 86, документами, подтверждающими право граждан на строительство индивидуальных жилых домов и пользование земельным участком в городах были решением исполнительного комитета городского, районного Совета об отводе земельного участка, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, план земельного участка, проект застройки участка и разрешение на строительство.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР в письме № 20-15-1-4/Е-9808 разъясняло, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.

Таким образом, отсутствие у Гасалаевой Л.Р. правоустанавливающего документа на занимаемый земельный участок не может служить достаточным основанием для отказа в оформлении вещного права на земельный участок, на котором расположен дом по адресу <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года пользование земельным участком по указанному адресу является законным. Самовольные строения соответствуют нормам и правилам, не нарушают права соседних землепользователей, поэтому иск Гасалаевой Л.Р. подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать право собственности Гасалаевой Лилии Рауфовны на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метр, имеющий кадастровый номер , расположенный по адресу <адрес>.

Признать права собственности Гасалаевой Лилии Рауфовны на жилой дом (литеры А,А1,а,а1) общей площадью <данные изъяты> кв. метра и надворные постройки, расположенные по адресу г. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок путем подачи кассационной жалобы в Курчатовский районный суд, постановивший решение.

Председательствующий Л.В.Икаева