Дело № 2- 2633/2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЦЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 августа 2011 года Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Л.В. Федосеевой При секретаре И.В. Абрамовой Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аскаровой Надежды Олеговны к Администрации Курчатовского района г. Челябинска об оспаривании распоряжения главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от 16 мая 2011 года № 674, восстановлении в списках очередности, обязании включить в списки претендентов субсидии в 2012 году, У С Т А Н О В И Л : Истица Аскарова Н.О. обратилась в суд с иском к Администрации Курчатовского района г. Челябинска об оспаривании распоряжения главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №, восстановлении в списках очередности, обязании включить в списки претендентов субсидии в 2012 году, ссылаясь на то, что распоряжением главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ она с членами ее семьи, признаны нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и участниками подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья». Указала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер ее очереди значился – 133. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Курчатовского района г. Челябинска сообщила, что в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, на основании распоряжения главы Администрации Курчатовского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №, она с членами семьи снята с учета из списка очередности граждан, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Текст распоряжения, по ее заявлению вручен ей ДД.ММ.ГГГГ. Считала, что распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ нарушает ее права, так как основания для ее исключения из списка очередников не приведены, Подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» не предусматривает одностороннее необоснованное исключение работника бюджетного учреждения из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании, истица Аскарова Н.О. на удовлетворении требований искового заявления настаивала, поддержав его доводы в полном объеме, указала, что оснований для исключения ее с членами семьи из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось, так как всю необходимую информацию при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она предоставила в полном объеме. Считала, что ни она, ни ее супруг не совершали действий, направленных на ухудшение их жилищных условий. Представитель ответчика администрации Курчатовского района г. Челябинска - Никулина А.В., действующая на основании доверенности, требования искового заявления не признала, поддержала доводы отзыва, представленного в письменном виде, согласно которому указано, что при подаче заявления в ДД.ММ.ГГГГ году заявителем были представлены документы не соответствующие действительности. Семья Аскаровых в ДД.ММ.ГГГГ году при наличии двух жилых помещений была обеспечена более учетной нормы на одного человека, однако ФИО4 – супруг истцы ДД.ММ.ГГГГ совершил гражданско – правовую сделку по отчуждению жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, чем намеренно ухудшил жилищные условия семьи, что дает основания для применения ст. 53 ЖК РФ. Представитель ответчика администрации Курчатовского района г. Челябинска - Никулина А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что основной причиной снятия истицы из списка очередности являются неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Выслушав истицу, представителя ответчика, заслушав свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования искового заявления подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо они незаконно привлечены к ответственности. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: -нарушены права и свободы гражданина; -созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; -на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с пунктом 8 решения Челябинской городской Думы от 02.09.2008 года № 33/19 «Об утверждении Положения о предоставлении работникам бюджетной сферы города Челябинска социальных выплат на приобретение или строительство жилья» в целях признания нуждающимися в предоставлении социальной выплаты работник бюджетной сферы предоставляет в администрацию района в городе Челябинске по месту постоянного жительства (регистрации по месту постоянного жительства) определенный перечень документов. В соответствии с положением о предоставлении работникам бюджетной сферы города Челябинска социальных выплат на приобретение или строительства жилья, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 02 сентября 2008 года № 33/19, социальная выплата на приобретение или строительство жилья, предоставляется работнику бюджетной сферы на основании договора о финансирования мероприятий подпрограммы на соответствующий финансовый год, заключенного между администрацией города Челябинска и Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее договор о финансировании). Работники бюджетной сферы признаются участниками подпрограммы с момента включения в список участников подпрограммы, являющегося приложением к Договору финансирования на соответствующий финансовый год. Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов гражданского дела распоряжением главы администрации Курчатовского района города Челябинска от 04.12.2008 года № 1509 Аскарова Н.О. составом семьи <данные изъяты> человек признана нуждающейся в предоставлении социально выплаты на приобретение или строительство жилья в целях участия в подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» ( л.д. 28-81 ). Управлением жилищной политики при Администрации города Челябинска ДД.ММ.ГГГГ было сообщено истице, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер ее очереди 133 ( л.д.9 – 10). ДД.ММ.ГГГГ администрация Курчатовского районного суда г. Челябинска в письме сообщила истице, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, на основании распоряжения главы Администрации Курчатовского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №, что она снята с учета из списка очередности граждан, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья ( л.д.12). Как пояснила истица, не оспаривалось стороной ответчика, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Курчатовского района г. Челябинска в ее адрес направлен текст Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № ( л.д. 14-15). Как следует из текста распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпрограммой «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительства жилья» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в городе Челябинске от ДД.ММ.ГГГГ №, Положением об администрации района в г. Челябинске, утвержденным решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № и приложенными документами: 1) исключить из числа участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» Аскарову Н.О., проживающую по адресу: г. Челябинск, <адрес>, <адрес> составом семьи <данные изъяты> человек; 2) признать утратившим силу распоряжение главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № « О признании работника бюджетной сферы нуждающимся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в целях участия в подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительства жилья» ( л.д. 15). В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.\ Согласно п. 11 решения Челябинской городской Думы от 02.09.2008 года № 33/19 «Об утверждении Положения о предоставлении работникам бюджетной сферы города Челябинска социальных выплат на приобретение или строительство жилья» отказ в признании работника бюджетной сферы нуждающимся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья допускается в случаях, если: 1) не предоставлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 8 настоящего положения; 2) предоставленные документы не подтверждают право работника бюджетной сферы состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья; 3) работники бюджетной сферы и (или) члены их семей, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья совершили действия, в результате которых заявитель может быть признан нуждающимся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, принимаются на учет в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий; 4) в результате проверки предоставленных документов не подтвердились сведения, отраженные в документах (в том числе, если сведения представленные в документах, расходятся между собой), либо если предоставленные документы являются фальсифицированными, подложными, фальшивыми (отказ допускается при наличии заключения компетентного органа, выполненного в соответствии с действующим законодательством); 5) по результатам расчета не подтверждена платежеспособность работника бюджетной сферы. Приведенными выше нормативными актами, предусмотрен конкретный перечень оснований для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Текст распоряжения № 674 от 16 мая 2011 года главы администрации Курчатовского района г. Челябинска не содержит указание на основание для исключения истицы с членами семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылка на статью 56 ЖК РФ в общем не может быть таким основанием, так как данная статья предусматривает несколько оснований для данного действия. Ссылка представителя ответчика в письменном отзыве на то, что при подаче заявления в 2008 году заявителем были предоставлены документы, не соответствующие действительности, не могут быть приняты судом, как уточнение причины снятия истицы из очереди, так как письменный текст распоряжения такого указания не содержит. Доводы представителя ответчика в письменном отзыве о том, что супругом Аскаровой Н.О. – ФИО4 совершена гражданско- правовая сделку по отчуждению вышеуказанного жилого помещения, что является намеренным ухудшением жилищных условий, в связи с чем, могут быть применены последствия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ (граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий), так же не может быть обоснованной, так как на данную причину снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не имеется ссылка в оспариваемом распоряжении. По ходатайству истца, в судебном заседании, опрошены свидетели ФИО5, ФИО6, указывающие на отсутствие намеренности ухудшения жилищных условий со стороны членом семьи истца (л.д. 120-125). Таким образом, для признания оспариваемого распоряжения незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие документа закону, нарушение прав заявителя. В судебном заседании установлено, что оспариваемое распоряжение № 674 от 16 мая 2011 года, вынесено с нарушением требований ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 11 решения Челябинской городской Думы от 02.09.2008 года № 33/19 «Об утверждении Положения о предоставлении работникам бюджетной сферы города Челябинска социальных выплат на приобретение или строительство жилья», не содержит указания на конкретную причину снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и привело к нарушению прав истицы – исключению ее с членами семьи из числа участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», в связи с чем, требования искового заявления о признании незаконным распоряжения главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от 16 мая 2011 года № 674, восстановлении в списках очередности, обязании включить в списки претендентов субсидии в 2012 году подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования искового заявления Аскаровой Надежды Олеговны к Администрации Курчатовского района г. Челябинска об оспаривании распоряжения главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от 16 мая 2011 года № 674, восстановлении в списках очередности, обязании включить в списки претендентов субсидии в 2012 год удовлетворить. Признать распоряжение главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от 16 мая 2011 года № 674 незаконным. Обязать Администрацию Курчатовского района г. Челябинска восстановить Аскарову Надежду Олеговну с членами ее семьи в списках очередности граждан по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительства жилья», обязать указанных лиц включить в списки претендентов субсидии в ДД.ММ.ГГГГ году. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение. Председательствующий: а основании изложенного, руководствуясь ст. ния шении жилищных условий, привело вий со стороны членом семьи истца. чшении ж