о признании права собственности на земельный участок и самовольно возведенные строения за умершим



дело № 2-2854/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года

Курчатовский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Л.В.Икаева

при секретаре Ю.В.Хвостик

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Тихомировой Т.К. гражданское дело по иску Чех Евгения Ивановича к администрации г. Челябинска, администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании права собственности на земельный участок и самовольные постройки,

у с т а н о в и л:

Чех Е.И. обратился в Курчатовский районный суд г. Челябинска с иском к ответчикам о признании возникшего при жизни права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров (кадастровый номер и самовольные пристрои (лит. <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенные по адресу: <адрес> за ФИО7 умершим ДД.ММ.ГГГГ года по основаниям ст. 222,1110 ГК РФ, ст. 36,59 ЗК РФ. В качестве фактических оснований иска указано, что истец является наследником по завещанию после смерти отца- ФИО8., которому при жизни принадлежал на праве собственности жилой дом по адресу <адрес> Земельный участок по указанному адресу площадью <данные изъяты> кв. метров поставлен на кадастровый учет. При жизни Чех ФИО9 возвел пристрои к указанному жилому дому, но право собственности оформить не успел в связи со смертью. Отсутствие зарегистрированного права собственности отца на самовольные пристрои и земельный участок препятствуют истцу в оформлении наследственных прав.

В судебном заседании Чех Е.И. участия не принимал, при надлежащем извещении.

Представитель истца Тихомирова Т.К. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.

Ответчики: администрация г. Челябинска и администрация Курчатовского района г. Челябинска представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще ( л.д.66,67).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора о признании права на самовольные строения являются наличие у истца вещного права на земельный участок, соответствие строений строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, градостроительным нормам, отсутствие нарушений прав соседних землепользователей и возведение построек за счет личных средств истца.

В судебном заседании установлено, что ФИО10 при жизни являлся собственником домовладения жилой площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенного по адресу <адрес> что подтверждено решением № Металлургического райисполкома г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года и регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д.9-10).

Из справки ОГУП «Обл.ЦТИ» и технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года известно, что на земельном участке по адресу г.<адрес> находится жилой дом с самовольно возведенными пристроями ( литеры <данные изъяты>) общей площадью <данные изъяты> кв. метра ( л.д.11-19).

Согласно техническим паспортам с момента первичной инвентаризации и кадастровому паспорту земельного участка владельцем строения и правообладателем земельного участка по указанному адресу являлся ФИО11 Фактическая площадь земельного участка совпадает с площадью, указанной в документах и составляет <данные изъяты> кв. метров ( л.д.20-42).

Из материалов дела известно, что ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ года, завещав Чех Е.И. жилой дом и земельный участок по адресу г.<адрес>. Истец принял наследство по завещанию в соответствии с п.1 ст. 1153 ГК РФ, обратившись в установленный срок с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию к нотариусу, что подтверждено материалами наследственного дела ( л.д.57-58, 69-80).

Из письма Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года № известно, что размещение жилого дома адресу <адрес> соответствует правовому зонированию ( л.д.45 ).

Из материалов дела известно, что строение по <адрес> соответствует строительным, градостроительным нормам, не нарушает права соседних землепользователей, что подтверждено техническим заключением ОАО Институт « Челябинский промстройпроект» № от ДД.ММ.ГГГГ года, актом установления и согласования границ земельного участка ( л.д.46-49)

Оценив в совокупности, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из свидетельства о праве на наследство по закону известно, жилой дом по указанному адресу принадлежал ФИО13 на основании решения № Металлургического райисполкома г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года и регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Городским бюро инвентаризации г. Челябинска.

В силу положения ст. 37 ЗК РСФСР ДД.ММ.ГГГГ года, действовавшей на момент приобретения ФИО14. права собственности на строение к нему вместе с этими объектами перешло и право пользования земельным участком.

На основании п.4 ст.3 ФЗ № 137 от 25.10.2001 года « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03. 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленные ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что у наследодателя отсутствовали правоустанавливающие документы, прямо подтверждающие его право пользования земельным участком по указанному адресу, не лишало ФИО15 права фактически пользоваться земельным участком для отведенных для этого целей.

Сам по себе факт строительства жилого дома с нарушением приближения к меже смежного земельного участка, указанный в письме Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска не является основанием для отказа в иске, поскольку ФИО16 , проживающий в доме <адрес> подписал акт об отсутствии претензий к границам.

Из материалов дела известно, что пристрои к жилому дому возведены при жизни ФИО17 который являлся собственником основного строения. Об этом свидетельствуют сведения из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года. Пристрои являются конструктивными элементами здания, увеличивающими его общую площадь. Письмо ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» о расположении строения в районе прохождения нормативной границы санитарно- защитной зоны очистных сооружений городской канализации не является препятствием для удовлетворения требований истца, поскольку утвержденный проект санитарно- защитной зоны отсутсвует ( л.д.61).

Требования истца основаны на законе, подтверждены надлежащими доказательствами и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать возникшее при жизни право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров (кадастровый номер ) и самовольные пристрои (лит. <данные изъяты>) общей площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенные по адресу: г. <адрес> <адрес> за <данные изъяты>, умершим ДД.ММ.ГГГГ

Общую площадь жилого дома по адресу <адрес> считать равной <данные изъяты> метра.

Включить земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров (кадастровый номер и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенные по адресу: <адрес> в наследственную массу, открывшуюся после смерти <данные изъяты>, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи кассационной жалобы в суд, постановивший решение.

Председательствующий: Л.В.Икаева