дело № 2-3132/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 сентября 2011 года город Челябинск Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе: председательствующего судьи Шалиевой И.П. при секретаре Назарове Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданенко Сергея Борисовича к администрации г.Челябинска, Правительству Челябинской области, администрации Курчатовского района г.Челябинска о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил : Богданенко С.Б. обратился в суд с иском, в котором просил обязать Администрацию Курчатовского района г.Челябинска предоставить ему, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте Курчатовского района г. Челябинска общей площадью не <данные изъяты>.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам по тем основаниям, что в установленном законом порядке не был обеспечен жильем (л.д.3). Истец Богданенко С.Б. в суд не явился, надлежащим образом извещен, просил дело рассмотреть без его участия. Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена к участию в деле Администрация города Челябинска. Представители ответчиков – Правительства Челябинской области, администрации г.Челябинска, Администрации Курчатовского района г. Челябинска - в судебное заседание не явились, извещены. Представитель Управления социальной защиты населения Курчатовского района г.Челябинска в суд не явился, надлежаще извещен. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим мотивам. В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Курчатовского народного суда г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО5 <данные изъяты> (л.д.6). Решением Коркинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации Курчатовского района г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Богданенко Сергей Борисович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> (л.д.9). Постановлением Главы администрации Курчатовского района г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ Богданенко С.Б. принят на регистрационный учет <данные изъяты>, не имеющих закрепленного жилого помещения (л.д.7). Контроль за исполнением этого постановления возложен на начальника управления образования и начальника отдела по учету и распределения жилой площади. Богданенко С.Б. обучался в профессиональном училище № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обучался в профессиональном училище № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прав на жилые помещения Богданенко С.Б. не приобрел, что подтверждается справками с ОГУП «Обл.ЦТИ», Управления Росреестра по Челябинской области (л.д.10-11). В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в администрации Курчатовского района г.Челябинска Богданенко С.Б. не состоит (л.д.8). Как следует из содержания заявлений Богданенко С.Б. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Курчатовского района г.Челябинска о постановке на регистрационный учет для внеочередного обеспечения жилым помещением, в адрес УСЗН Курчатовского района от ДД.ММ.ГГГГ. об отсутствии жилья, администрации Курчатовского района г.Челябинска было известно об отсутствии у истца жилых помещений, его нуждаемости в получении отдельного жилья. Однако, со стороны администрации Курчатовского района г.Челябинска, в том числе Управления социальной защиты населения этого района, действий, направленных на подачу сведений и принятие Богданенко С.Б. на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, совершено не было. Согласно со ст.57 ЖК РФ (до ДД.ММ.ГГГГ – ст.33,37 ЖК РСФСР) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение. Согласно положениям ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения… Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении…обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из содержания приведенной выше нормы закона следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они (дети) не имеют закрепленного жилого помещения. Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительство) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области. В соответствии с Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения жилой площадью». Согласно Порядку, утвержденному Постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства. Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом, осуществляемым полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. За год до выпуска из образовательного учреждения… орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по представлению детям-сиротам жилых помещений. Жилые помещения детям-сиротам предоставляются вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Вопрос предоставления жилых помещений по договору социального найма нуждающимся в жилых помещениях на территории г.Челябинска, в соответствии с положениями ст.14 ч.1 п.5 ЖК РФ, находится в компетенции органа местного самоуправления - администрации г.Челябинска. Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального образования - <адрес> установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <данные изъяты>.м общей площади на одного человека (п.п.1 п.1). Из приведенных выше правовых норм следует, что на орган опеки и попечительства, орган местного самоуправления возложена обязанность по учету и обеспечению жилой площадью по норме предоставления жилья детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. Богданенко С.Б. ДД.ММ.ГГГГ до достижения <данные изъяты> возраста обратился в администрацию Курчатовского района г.Челябинска с заявлением о постановке на регистрационный учет для внеочередного обеспечения жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ, однако ответчик своевременно эту обязанность не исполнил при наличии сведений о нуждаемости Богданенко С.Б. в жилье. Впервые Богданенко С.Б., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, был выявлен ДД.ММ.ГГГГ году, когда постановлением главы администрации Курчатовского района г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. На момент выявления несовершеннолетнего закрепленного за ним жилого помещения не имелось. Администрацией Курчатовского района г.Челябинска отказано в постановке Богданенко С.Б. на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади и во внеочередном предоставлении жилого помещения по тем основаниям, что жилыми помещениями обеспечиваются лица <данные изъяты>8). Как установлено материалами дела, Богданенко С.Б. обращалась как в орган социальной защиты, так и в администрацию района по вопросу предоставления ему жилого помещения. <данные изъяты> Также установлен тот факт, что жилая площадь за Богданенко С.Б. с момента его выявления органами опеки в ДД.ММ.ГГГГ не закреплялась, постоянной регистрации истец не имел, до настоящего времени жилье истцу не предоставлено. Из положений абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет. В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их гарантированного и не реализованного права на жилье, которое не было получено. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поскольку своевременно и надлежащим образом обязанность по обеспечению Богданенко С.Б. жилым помещением не была исполнена органом местного самоуправления, права истца должны быть восстановлены путем удовлетворения настоящего иска. Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ : Обязать администрацию города Челябинска предоставить Богданенко Сергею Борисовичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Курчатовского района города Челябинска, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не <данные изъяты>., за счет средств субъекта Российской Федерации Челябинской области. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение. Председательствующий: