дело № 2-2174/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 июля 2011 года Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Л.В. Икаевой при секретаре Е.Ю. Завадской рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпук Нины Ивановны к администрации г. Челябинска и открытому акционерному обществу «Челябинский электрометаллургический комбинат» о неприменении актов органа местного самоуправления и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Карпук Н.И. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее ОАО «ЧЭМК») и администрации г. Челябинска о признании права собственности на жилое помещение - изолированную комнату <адрес> площадью <данные изъяты> кв. метров, о неприменении решения Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, постановления Главы администрации Калининского района г. Челябинска № № от ДД.ММ.ГГГГ года, протокола №№ от ДД.ММ.ГГГГ года комиссии по приватизации по вопросу согласования актов оценки стоимости государственного имущества ОАО «ЧАЗ». В обоснование иска указано, что Карпук Н.И. в ДД.ММ.ГГГГ г. поступила на работу в ОАО «ЧАЗ». По ее заявлению была предоставлена комната № № в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> С момента вселения зарегистрирована постоянно. Считает, что она приобрела права и обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения № № расположенного по адресу: <адрес> (л.д.6-18). Истица Карпук Н.И. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствии (л.д. 122). Представитель ОАО «ЧЭМК» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, представил в материалы дела письменный отзыв (л.д. 111-112, 120). Представитель администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещены надлежаще (л.д.113,114). Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению. Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Согласно ст.ст.1, 2, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», «приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд». На основании ст.18 Закона РСФСР от 04 июня 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» при переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в хозяйственное ведение правопреемником этих предприятий, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. В соответствии со ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи пробрести эти помещения в собственность… Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом, предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд (ст.6). При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий, должен быть передан в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья (ст.9). Согласно экспликации к поэтажному плану жилое помещение № № находящееся по адресу: <адрес> является изолированной комнатой площадью кв. <данные изъяты> метра (л.д.123). В судебном заседании установлено, что на основании решения Комитета по управлению Госимуществом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № государственное предприятие Челябинский абразивный завод преобразован в акционерное общество открытого типа Челябинский абразивный завод (л.д.46). Общежитие для работников завода и командированных, дом № <адрес>, в котором расположено спорное жилое помещение, комната № №, принадлежало ОАО «ЧАЗ» на основании решения Комитета по управлению госимуществом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ г., включено в Уставной фонд ОАО «ЧАЗ» в качестве общежития, Акт оценки стоимости государственного имущества Челябинского абразивного завода по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года утвержден протоколом № № заседания комиссии по приватизации по вопросу согласования актов стоимости государственного имущества Челябинского абразивного завода по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Челябинский абразивный завод» прекратило деятельность в качестве самостоятельного юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения к ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат». В соответствии с п. 4.2 «Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в отрытые акционерные общества» (Приложение №3 к Указу Президента РФ от 29.01.1992 года № 66) акционерному обществу не могут быть переданы объекты социально- бытового, социально- культурного назначения и другие объекты, в отношении которых Комитетом по управлению имуществом было принято решение о сохранении и в государственной, муниципальной собственности. В п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», постановлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не может быть включен жилищный фонд, который подлежит передаче в ведение администрации по месту расположения предприятия. Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам. В период вселения Карпук Н.И. комната, предоставленная в связи с трудовыми отношениями, в собственности ОАО «ЧАЗ» не находилась. При приватизации имущественного комплекса ЧАЗ жилищный фонд, в том числе и дом в котором проживает истец, не подлежало включению в перечень приватизированных объектов недвижимости. Применяя указанные выше нормы в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан. Право собственности на недвижимое имущество в силу ст.131 ГК РФ возникает с момента государственной регистрации. Право собственности ЧАЗ на здание по адресу <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ года не было зарегистрировано. Усматривается, что на момент вселения Карпук Н.И. в общежитие, здание принадлежало государственному предприятию. Таким образом, в силу положений Указа Президента РФ N 8 от 10.01.1993 года "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 года, ст.ст. 4-7 ЖК РСФСР, ст.1 Закона РФ от 24.12.1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", действующих на момент возникновения спорных правоотношений, п.5 ст.2 Закона РФ N 1531-1 от 03.07.1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", спорное жилое помещение подлежало передаче в муниципальную собственность. На основании вышеизложенного, с учетом положений ст.7 ФЗ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", принимая во внимание, что истица была вселена в спорное жилое помещение работодателем, зарегистрирована в нем и постоянно проживает, иного жилого помещения ей не предоставлялось, суд делает вывод о том, Карпук Н.И. в силу закона занимает спорную комнату на условиях договора социального найма, ее жилищные права не могут быть нарушены последующим переходом здания общежития в собственность юридического лица. Судом установлено, что истица вселена в комнату № <адрес> до приватизации ОАО «ЧАЗ», право Карпук Н.И. на приватизацию в порядке, предусмотренном ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», не утрачено (л.д.111-112). По сведениям Управления Росреестра по Челябинской области комната №<адрес> не обременена правами третьих лиц, на учете не состоит, запись о регистрации права на комнату отсутствует (л.д. 110). Из трудовой книжки известно, что Карпук Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ. принята на работу в <данные изъяты> в ОАО «ЧАЗ», с ДД.ММ.ГГГГ г. назначена пенсия (л.д. 31-35). В соответствии со ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения может быть только изолированное жилое помещение. Судом установлено, что истцы занимают изолированную комнату <адрес>, площадью <данные изъяты> метров, в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» вправе ставить вопрос о приватизации спорного жилого помещения, передаче его в собственность. Право муниципальной собственности на дом <адрес> в установленном порядке не было зарегистрировано, вследствие чего истица лишена возможности оформить договор приватизации по независящим от них причинам. С учетом указанных выше обстоятельств, принимая во внимание, истец ранее участия в приватизации жилищного фонда не принимала, с учетом положений Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 217 ГК РФ, норм жилищного законодательства суд полагает, что иск Карпук Н.И. о признании права собственности на жилое помещение - изолированную комнату <адрес>, площадью <данные изъяты>. метров подлежит удовлетворению. Требования истца о неприменении решения Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом № № от ДД.ММ.ГГГГ года, постановления Главы администрации Калининского района г.Челябинска № № от ДД.ММ.ГГГГ года, протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ года комиссии по приватизации по вопросу согласования актов оценки стоимости государственного имущества ОАО «ЧАЗ» не подлежат удовлетворению, поскольку ст.12 ГК РФ такой способ защиты права, как неприменение актов органов местного самоуправления, не предусмотрен. Руководствуясь ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать право собственности Карпук Нины Ивановны на жилое помещение - изолированную комнату <адрес> площадью <данные изъяты> кв.метра. Отказать Карпук Нине Ивановне в иске о неприменении решения Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, постановления Главы администрации Калининского района г. Челябинска № № от ДД.ММ.ГГГГ года, протокола №№ от ДД.ММ.ГГГГ года комиссии по приватизации по вопросу согласования актов оценки стоимости государственного имущества ОАО «ЧАЗ» Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней через суд, вынесший решение. Председательствующий: Л.В.Икаева