индексация сумм компенсации



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2011 года

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Лаврова В.Г.,

при секретаре Пискловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцевой Веры Петровны к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес>, Министерству социальных отношений <адрес> об индексации сумм компенсаций, -

установил:

Казанцева В.П. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения <адрес> (далее УСЗН <адрес>), Министерству социальных отношений <адрес> об индексации сумм, выплачиваемых ей как больной лучевой болезнью, согласно ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в виде ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью. Истец просит обязать УСЗН <адрес> выплачивать ей с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты>. и ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. с последующей их индексацией. Кроме того, просит взыскать с УЗСН <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплаченные ей суммы ежемесячной и ежегодной компенсации в размере <данные изъяты> соответственно. В обоснование требований истец указал, что выплачиваемые ей суммы должны быть индексированы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на индексы потребительских цен по <адрес> – 1.11, 1.844, 1.348, 1.095 за каждый год соответственно; с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ - на коэффициенты роста минимальной заработной платы – 1.581 и 1.515 соответственно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на коэффициенты роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ – 1.145, 1.11, 1.12 – за каждый год соответственно, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ – на коэффициенты роста уровня инфляции – 1.1, 1.1, 1.085, 1.08 за каждый год соответственно (л.д. 4-14).

В судебном заседании Казанцева В.П. на иске настаивала.

Представители ответчиков УСЗН <адрес>, Министерства социальных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 33, 34).

Представитель Министерства социальных отношений <адрес> представил отзыв, в соответствии с которым с заявленными требованиями не согласился по тому основанию, что выплачиваемые истцу суммы индексируются согласно действующему законодательству, оснований для иной индексации выплачиваемых истцу сумм не имеется. Просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 35-38).

Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Казанцева В.П. имеет право на льготы, установленные п. 1 ч. 1 ст. 13, п. 13 ст. 14, ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст. 2 ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»), а именно на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей и ежегодной компенсации за вред здоровью в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается копией удостоверения, справкой УСЗН (л.д. 16, 27-29).

Вышеуказанные денежные компенсации истцу выплачиваются с ДД.ММ.ГГГГ УСЗН <адрес>. Согласно Постановлениям Правительства РФ от 27.12.2004 № 847, от 07.05.2005 № 292 (ред. от 03.03.2007), от 25.04.2006 № 246 (ред. от 03.03.2007), от 25.03.2007 № 171 указанные суммы истцу проиндексированы исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и выплачены в размере: с 01.01.2001 года по 30.05.2004 года - по <данные изъяты>. ежемесячной и <данные изъяты>. ежегодной компенсации, с 30.05.2004 года – по <данные изъяты> руб. ежемесячной и <данные изъяты> руб. ежегодной компенсации, в 2005 году - по <данные изъяты> коп. ежемесячной и <данные изъяты> коп. ежегодной компенсации, в 2006 году - по <данные изъяты>. ежемесячной и <данные изъяты>. ежегодной компенсации, в 2007 году - <данные изъяты>. ежемесячной компенсации и <данные изъяты> коп. ежегодной компенсации, что подтверждено справкой УСЗН (л.д. 27-29).

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 24.11.1995 № 179-ФЗ).

Ч. 3 ст. 5 базового Закона о ЧАЭС (в редакции ФЗ от 26.04.2004 № 31 -ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Следует, кроме того, учитывать, что положения ст. 3 базового Закона о ЧАЭС предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122-Ф «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 400 рублей.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18.06.1992 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995 и от 12.02.2001), ФЗ от 12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

ФЗ-31 от 26.04.2004 года «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена возможность индексации сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью только с момента вступления данного закона в законную силу, т.е. с 29.05.2004, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ «О бюджете на очередной финансовый год», в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 г. недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 №847, от 07.05.2005 № 292, от 25.04.2006 № 246 и 21.03.2007 № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность РФ как социального правового государства.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.1 ФЗ от 24.11.1995 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.13 ст.14 базового Закона о ЧАЭС) и ежегодная компенсация за вред здоровью (ст.39 базового Закона о ЧАЭС) в твердых денежных суммах введена п.3 ст.4 ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» и признана не противоречащей Конституции РФ и резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П.

Гарантированный размер названных выплат, согласно ст. 3 ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ, установлен с 01.01.2001 исходя из базовой суммы 100 руб., расчетного показателя, введенного ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Повышение этого размера в силу ст. 2 ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ и ч.1 ст.5 базового Закона о ЧАЭС, может осуществляться федеральными законами исходя из постепенного увеличения соотношения между размерами этих выплат и величиной прожиточного минимума с учетом средств, предусматриваемых на эти цели федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Федеральными законами о бюджете РФ на соответствующие финансовые годы (2001-2004) финансирование оспариваемых истцом сумм предусмотрено только в размерах, зафиксированных в базовом Законе о ЧАЭС, без повышения по индексу роста прожиточного минимума. Размер «базовой суммы» 100 руб. не изменился.

В силу ст. 162 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», соответствующих статей соответствующих законов за 2001-2004 годы, законодательные акты, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, ассигнования, определенные ФЗ о бюджете, могут быть направлены только на конкретные, предусмотренные в Законе о бюджете, цели.

Поскольку положения, закрепленные в названных выше Федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, осуществляющих реализацию этих законов, финансовые средства определены исходя из экономических возможностей государства, то, никакими другими данными относительно размеров компенсации на приобретение продовольственных товаров, руководствоваться нельзя.

Представленный истцом расчет сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров и оздоровление не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета являются специальные законы - ФЗ «О федеральном бюджете», а также ФЗ № 122-ФЗ от 07.08.2000 и № 82-ФЗ от 19.06.2000 в части установления «базовой суммы» 100 руб. как критерия индексации.

Из вышеизложенного следует, что выплата выраженных в твердых суммах компенсаций на приобретение продовольственных товаров и вред здоровью, должна производиться в размерах, указанных в п.13 ст.14 и ст.39 базового Закона о ЧАЭС.

Такой вывод согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год». Согласно данной позиции Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающие предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Поскольку федеральный законодатель должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, федеральный законодатель, вправе, сохранив объем гарантированного возмещения, приостановить действие финансовых норм, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330 руб. (установленная Законом 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 440 руб. (установленная Законом 400 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 488 руб. 40 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 532 руб. 35 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 574 руб. 93 коп. - коэффициент 1,08.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35, в редакции от 05.04.2005 № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных в реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого ФЗ. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Таким образом, учитывая, что истцу индексация выплачиваемых сумм производилась в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд,-

решил:

в удовлетворении иска Казанцевой Веры Петровны к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес>, Министерству социальных отношений <адрес> об индексации сумм компенсаций на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий: