о включении периодов работы в трудовой стаж для досрочной пенсии, признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-3270/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2011 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Зариповой Ю.С.

при секретаре Кузьминой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашаповой Райханы Аслямовны к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г. Челябинска о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

установил:

Кашапова Р.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г. Челябинска (далее ГУ УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска) о признании решения ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный трудовой стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 6-7)

В дальнейшем истец дополнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать частично незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ, включить в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 61-62)

В обоснование иска указала, что на момент обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г. Челябинска ее стаж превышал требуемые 30 лет.

Определением суда к участию в деле было привлечено ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска действующая на основании доверенности –Туганова А.Н. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.

Представитель 3-его лица ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Суд установил, что решением от ДД.ММ.ГГГГ по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-13) ГУ УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска Кашаповой Р.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в специальный стаж не засчитаны периоды работы с

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02-07-14) в должности <данные изъяты> в Клинике ЧелГМА, так как в указанный период Кашапова находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет,

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-18), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-08), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-07) в <данные изъяты> в Клинике ЧелГМА, так как в указанные периоды находилась на курсах усовершенствования, в командировках.

Согласно оспариваемому решению специальный стаж истца составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня ( с учетом льготного порядка исчисления стажа) – в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня - с учетом положений Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. -П.

По указанному решению ГУ УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска Кашапова не имеет права на установление досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 7 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Суд считает, что отказ в зачете части указанных периодов в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии истцу необоснован по следующим основаниям.

В соответствии с пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.3 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, засчитываются периоды работы в соответствии со Списком должностей и учреждений… и Правилами исчисления периодов работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения…, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

Судом установлено, что Кашапова Р.А. была принята на работу в ГБ ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> , ДД.ММ.ГГГГ наименование ГБ изменено на <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволена по п.3 ст. 77 ТК РФ, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 14-22)

Как усматривается из материалов дела, Кашапова Р.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком возраста 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком возраста трех лет (л.д. 63 справка работодателя, 54, 55 копии свидетельств о рождении детей).

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска по протоколу в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, зачтен период нахождения Кашаповой в отпуске по уходу за ребенком только по ДД.ММ.ГГГГ

Право на включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком возраста полутора лет в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), в связи с чем, период нахождения Дороговой в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до полутора лет Кашаповой начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-01-14) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Требования о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком до трех лет у истца начался с ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требования о включении периодов в специальный трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах усовершенствования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в командировках с сохранением заработной платы- участие в первом очном цикле, участие в семинаре «Повышение роли и полномочий медицинских сестер в области досрочно сопровождения ВИЧ-инфицированных пациентов» соответственно, что подтверждается копией свидетельства о повышении квалификации (л.д. 24), копией удостоверения, сертификата (л.д. 28,29,30), справкой (л.д. 45), приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81), приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82,83)

Доводы ответчика о том, что во время нахождения на курсах усовершенствования, семинарах (командировках) Кашапова Р.А. медицинскую деятельность не осуществляла, несостоятельны, поскольку для работников здравоохранения повышение профессиональных знаний является обязательным условием работы, которое так же предусматривает практические занятия. Таким образом, данные периоды суд считает возможным зачесть в специальный стаж Кашаповой в календарном порядке.

Требования о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении не подлежат удовлетворению, поскольку как следует из протокола комиссии, данный период пенсионным органом засчитан с применением льготного порядка исчисления стажа.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Доказательств того, что Кашапова Р.А. обращалась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ суду представлено не было.

Судом установлено, что на день обращения с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-42) с учетом периодов, зачтенных судом, специальный трудовой стаж истца составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня (на дату обращения) +<данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней (отпуск по уходу за ребенком, курсы усовершенствования, командировки)). Соответственно, решение ГУ УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска в части отказа назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным.

При рассмотрении судом спора, который возникает в связи с отказом в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а также выясняет возникновение права на досрочное назначение пенсии по старости у данного гражданина. Принимая во внимание, что в период рассмотрения дела судом у Кашаповой Р.А. возникло право на досрочное назначение пенсии, суд вправе признать право истца на досрочное назначение пенсии и обязать пенсионный орган назначить данную пенсию со дня возникновения этого права- с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст.12,194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

признать решение от ДД.ММ.ГГГГ ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г. Челябинска незаконным в части не включения в специальный стаж Кашаповой Райханы Аслямовны периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г. Челябинска засчитать в специальный стаж Кашаповой Райханы Аслямовны периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г. Челябинска назначить Кашаповой Райхане Аслямовне пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части иска Кашаповой Райханы Аслямовны –отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней через суд, вынесший решение.

Председательствующий