Об индексации и взыскании денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на оздоровление



Дело № 2-3301/2011

Р Е Ш Е Н И Е

                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года г. Челябинска

Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе

председательствующего судьи                                    Зариповой Ю.С.

при секретаре                                                                 Кузьминой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Филатова Виталия Петровича, Шабалиной Риммы Петровны к Управлению социальной защиты населения Курчатовского района г. Челябинска, ОАО «Челябвтормет», Профессиональному училищу № 71 об индексации, взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой сумм на приобретение продовольственных товаров,

установил:

Филатов В.П., Шабалина Р.П. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Курчатовского района г. Челябинска (далее УСЗН Курчатовского района г. Челябинска) об индексации сумм, выплачиваемых им на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, обязании выплачивать истцам денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей 90 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, взыскании в пользу Филатова В.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженности с учетом убытков по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей 27 коп., взыскании в пользу Шабалиной Р.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженности с учетом убытков по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей 82 коп.

В обоснование иска указали, что выплачиваемые им суммы должны быть индексированы с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ - на коэффициенты роста минимальной заработной платы – 1.581 и 1.515 соответственно, с ДД.ММ.ГГГГ-1,848, с ДД.ММ.ГГГГ-1,146, с ДД.ММ.ГГГГ-1,113, с ДД.ММ.ГГГГ-1,11, с ДД.ММ.ГГГГ-1,09, с ДД.ММ.ГГГГ-1,08, с ДД.ММ.ГГГГ-1,13, с ДД.ММ.ГГГГ-1,1, с ДД.ММ.ГГГГ-1,065. Данные суммы выплачены несвоевременно, они утратили свою покупательную способность, чем истцам причинены убытки, механизмом восполнения которых является индексация пропорционально росту индекса потребительских цен на территории Челябинской области.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ОАО «Челябвтромет», Профессиональное училище № 71.

Истцы Филатов В.П., Шабалина Р.П. в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель истцов Отришко А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что требований к ОАО «Челябвтормет», Профессиональному училищу № 71.

Представитель ответчика ОАО «Челябвтормет» Глотов А.Ю., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.

Представители ответчиков - УСЗН Курчатовского района г. Челябинска, Профессионального училища № 71 в судебное заседание не явились, извещены.

Представители третьих лиц- Министерства социальных отношений Челябинской области, ГУФК по Челябинской области, в судебное заседание не явились, извещены.

Представители УСЗН администрации Курчатовского района г. Челябинска, Министерства социальных отношений Челябинской области представили отзывы, в соответствии с которым с заявленными требованиями не согласились, сославшись на недоказанность убытков.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Филатов В.П., Шабалина Р.П. состоят на учете в УСЗН Курчатовского района г. Челябинска, как эвакуированные, в связи с чем истец имеет право на льготы, установление п. 6 ч.1 ст.13, п. 3 ст. 15, п. 13 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст. 6 ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных, отходов в реку Теча»), а именно - на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 2х минимальных размеров оплаты труда (с ДД.ММ.ГГГГ - твердой денежной суммы 200 руб.) и ежегодной компенсации на оздоровление в размере минимального размера оплаты труда (с ДД.ММ.ГГГГ - твердой денежной суммы 100 руб.), что подтверждается копией удостоверения (л.д. 11,12,13,14).

Вышеуказанные денежные компенсации Филатову В.П. выплачивались с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ОАО «Челябвтормет», а с ДД.ММ.ГГГГ выплачиваются УСЗН Курчатовского района г. Челябинска. Согласно Постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ указанные суммы истцу проиндексированы исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и выплачены, что подтверждено справкой ОАО «Челябвтормет», УСЗН (л.д. 16-17,18).

Шабалиной Р.М. выплачивались с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ОФК Центрального района г. Челябинска, а с ДД.ММ.ГГГГ выплачиваются УСЗН Курчатовского района г. Челябинска. Согласно Постановлениям Правительства РФ от 27.12.2004 № 847, от 07.05.2005 № 292 (ред. от 03.03.2007), от 25.04.2006 № 246 (ред. от 03.03.2007), от 25.03.2007 № 171 указанные суммы истцу проиндексированы исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и выплачены, что подтверждено справкой УСЗН (л.д. 13,14).

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе путем возмещения убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Частью 3 статьи 5 базового Закона о ЧАЭС (в редакции ФЗ от 26.04.2004 № 31 -ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Положения ст. 3 базового Закона о ЧАЭС предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122-Ф «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе и в базовый Закон о ЧАЭС, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом ст. 3 ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ и ст. 4 ФЗ от 19.06. 2000. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 01.01.2001 - исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно п. 3 ст.4 ФЗ от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в п.10 ст.15 и п.16 ст.17 базового Закона о ЧАЭС были внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 названного закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб. и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 100 руб.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18.06.1992 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995 и от 12.02.2001), ФЗ от 12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Федеральным законом № 31-ФЗ от 26.04.2004 года «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена возможность индексации сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление только с момента вступления данного закона в законную силу, т.е. с 29.05.2004, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ «О бюджете на очередной финансовый год», в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 г. недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 № 847, от 07.05.2005 № 292, от 25.04.2006 № 246 и 21.03.2007 № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Данными постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность РФ как социального правового государства.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.1 ФЗ от 24.11.1995 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.3 ст.15 базового Закона о ЧАЭС) и ежегодная компенсация на оздоровление (п.13 ст.17 базового Закона о ЧАЭС) в твердых денежных суммах введена п.3 ст.4 ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» и признана не противоречащей Конституции РФ и резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П.

Гарантированный размер названных выплат, согласно ст. 3 ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ, установлен с 01.01.2001 исходя из базовой суммы 100 руб., расчетного показателя, введенного ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Повышение этого размера в силу ст. 2 ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ и ч.1 ст.5 базового Закона о ЧАЭС, может осуществляться федеральными законами исходя из постепенного увеличения соотношения между размерами этих выплат и величиной прожиточного минимума с учетом средств, предусматриваемых на эти цели федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Поскольку положения, закрепленные в названных выше Федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, осуществляющих реализацию этих законов, финансовые средства определены исходя из экономических возможностей государства, то, никакими другими данными относительно размеров компенсации на приобретение продовольственных товаров, руководствоваться нельзя.

Представленный истцами расчет сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров и оздоровление не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета являются специальные законы - ФЗ «О федеральном бюджете», а также ФЗ № 122-ФЗ от 07.08.2000 и № 82-ФЗ от 19.06.2000 в части установления «базовой суммы» 100 руб. как критерия индексации.

Из вышеизложенного следует, что выплата выраженных в твердых суммах компенсаций на приобретение продовольственных товаров и вред здоровью, должна производиться в размерах, указанных в п.3 ст.15 и п.13 ст.17 базового Закона о ЧАЭС.

Как следует из Определения ВС РФ от 11 января 2008 года № 25-В07-24, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Оснований для взыскания индексации с учетом индекса потребительских цен в пользу истцов Филатова В.П. в размере <данные изъяты>,01 рублей, Шабалиной Р.П.-<данные изъяты>,56 рублей не имеется, поскольку истцам убытки причинены не были.

Таким образом, учитывая, что истцам индексация выплачиваемых сумм производилась в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

в иске Филатова Виталия Петровича, Шабалиной Риммы Петровны к Управлению социальной защиты населения администрации Курчатовского района г. Челябинска, ОАО «Челябвтормет», Профессиональному училищу № 71 об индексации, взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой сумм на приобретение продовольственных товаров- отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Челябинский областной суд через Курчатовский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий судья