об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело№2-4112/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2011 года

Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе

председательствующего судьи                                    И.П.Шалиевой

при секретаре                                                                 А.И.Коротаеве

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Куликова Владимира Дмитриевича, Куликова Василия Дмитриевича об оспаривании решения органов местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Куликов В.Д., Куликов В.Д. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказ в предоставлении бесплатно в долевую собственность Куликова В.Д. и Куликова В.Д. земельного участка по <адрес>, который заявители получили от первого заместителя Главы Администрации Курчатовского района в письме от ДД.ММ.ГГГГ , заместителя председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в письме от ДД.ММ.ГГГГ за , о признании незаконным бездействие Главы Администрации города Челябинска, который их заявление от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка оставил без рассмотрения, о возложении обязанности на главу администрации г. Челябинска, главу администрации Курчатовского района г. Челябинска рассмотреть заявление Куликовых и принять решение о предоставлении бесплатно в долевую собственность им по <данные изъяты> каждому земельного участка по <адрес> в течение двух недель с момента принятия судебного решения, взыскании судебных расходов по делу (л.д. 5-7)

Требование обосновано тем, что заявителям принадлежит каждому по <данные изъяты> в праве собственности на жилой дом по <адрес> в порядке универсального правопреемства, по праву наследования после умерших родителей. Жилой дом отец заявителей Куликов Д.В. приобрел в ДД.ММ.ГГГГ. Заявителя обратились в органы местного самоуправления в главе администрации Курчатовского района с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, к главе администрации г. Челябинска с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по <адрес> под существующим жилым домом бесплатно в долевую собственность заявителей. Администрация Курчатовского района заявление оставили без удовлетворения ссылаясь, что у администрации нет правовых оснований для предоставления земельного участка в собственность, земельные участки под существующими жилыми домами, предоставляются администрацией района на праве аренды. Направленное на имя главы администрации г. Челябинска их заявление было перенаправлено в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, который им отказал в предоставлении земельного участка бесплатно, указав, что они не относятся к категории граждан, котором предоставляются земельные участки бесплатно. Глава администрации города на их заявление не ответил. Данные отказы считают незаконными, нарушающими их права, так как лишили из возможности прибрести в собственность бесплатно земельный участок под существующим жилым домом.

Заявители Куликов В.Д., Куликов В.Д. в суд не явились, просили дело рассмотреть без их участия.

Представитель заявителей ФИО12 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации Курчатовского района ФИО13 считала заявленные требования необоснованными, пояснив суду, что правовых оснований для предоставления заявителям земельного участка в собственность не имеется, поскольку ими приобретен жилой дом в 2009г. и в 2010г., а не в результате сделок, заключенных до 1990г.

Заинтересованные лица Глава Администрации города Челябинска, представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в суд не явились, надлежащим образом извещены.

Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования частично обоснованными.

Заявители Куликов В.Д. и Куликов В.Д. являются собственниками объекта недвижимости – жилого дома общей площадью <адрес> что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21, 23, 25), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 19, 22, 24).

Распоряжением главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> с целью дальнейшей подготовки правоустанавливающих документов Куликовым для эксплуатации жилого дома. ( л.д.32-33)

Земельный участок по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома поставлен на кадастровый учет внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Администрации Курчатовского г. Челябинска Куликовы обратились с заявлением о предоставлении в долевую собственность по <данные изъяты> каждому земельного участка <данные изъяты> кв. м, по адресу <адрес> ( л.д.10)

На данное обращение Администрацией района письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей дан ответ, в котором указывается на отсутствии правовых оснований для предоставления земельных участков в собственность, земельные участки под существующими жилыми домами предоставляются администрацией Курчатовского района на праве аренды (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Администрации г. Челябинска Куликовы обратились с заявлением о предоставлении в долевую собственность по <данные изъяты> каждому земельного участка площадью <данные изъяты>. м, по адресу <адрес> ( л.д.12-13)

На данное обращение КУИЗО письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей дан ответ, в котором указывается, что заявители не относятся к категории граждан, попадающих под действие ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О земельных отношениях» (л.д.11)

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителей в суд.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к действиям органов государственной власти, оспариваемых в порядке гражданского производства, относятся действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч.2 ст. 271 ГК РФ при переходе прав собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В силу п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или иной муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и федеральным законами.

В силу п.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могу т находиться в частной собственности.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд ( п.4 ст. 28 ЗК РФ)

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ в совокупности со ст. 11 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах из компетенции.

Исполнительные органы государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 указанного Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом, как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Из материалов дела установлено, что впервые право собственности на домовладение по указанному адресу зарегистрировано за ФИО14 на основании справки Металлургического РИК от ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем право собственности перешло к Куликову В.Д. на основании решения Курчатовского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 – решения Курчатовского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26)

Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются инвентарным делом на жилой дом по адресу <адрес>, из которого следует, что жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 на земельном участке <данные изъяты>.м., при последующей инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка составляет <данные изъяты>.м.

В период застройки спорного дома действовал Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие ДД.ММ.ГГГГ.

Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось, что при переходе в законном порядке от одних лиц к другим права собственности на строения частновладельческие, все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, переходят к новым владельцам.

ДД.ММ.ГГГГ Совмином РСФСР было издано постановление «О порядке применения Указа ПВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ», согласно которому передача земельного участка застройщику на основании решения исполкома Совета депутатов трудящихся оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

Исходя из положений ЗК РФ 1922 года, а также упомянутого постановления , собственники жилых домов могли владеть земельным участком на праве пользования сроком на 49 лет. Впоследствии это право было трансформировано в право бессрочного пользования земельным участком в соответствии с ЗК РСФСР, введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.26 Инструкции о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР, утвержденной приказом Госстроя РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , документами, подтверждающими право граждан на строительство индивидуальных жилых домов и пользование земельным участком в городах, рабочих, курортных и дачных поселках, были: решение исполнительного комитета городского, районного Совета об отводе земельного участка, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, план земельного участка, проект застройки участка и разрешение на строительство, выдаваемые главным архитектором города или районным архитектором.

В письме за ДД.ММ.ГГГГ год Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР разъяснило, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.

В соответствии п.4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.9.1. ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что изначально земельный участок по адресу <адрес> был предоставлен для строительства индивидуального жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие Земельного кодекса. Куликовы являются собственниками жилого дома по указанному адресу и в силу п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ они имеют исключительное право на приватизацию занимаемого земельного участка.

В соответствии с п.5 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, отдельно не регистрируется.

Доводы администрации Курчатовского района г.Челябинска о возможности предоставления занимаемого земельного участка только в аренду, не состоятельны. В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Учитывая, что первоначальное право собственности на строение по указанному адресу было зарегистрировано на основании справки Металлургического РИК от ДД.ММ.ГГГГ в которой не указывается вид права на земельный участок, то в силу ч.2 п.9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок считается предоставленным на праве собственности.

Согласно п Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска утвержденного решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее Порядка), предоставление земельных участков для эксплуатации существующих объектов, проектирования и строительства новых объектов на территории города осуществляется на основании заявления гражданина или юридического лица с приложением документов в соответствии с перечнями, утвержденными настоящим Порядком. Заявления подаются в канцелярию администрации города или соответствующего структурного подразделения администрации города, определенного настоящим Порядком. Предоставление земельных участков в собственность для эксплуатации существующих объектов осуществляется на основании правового акта Администрации города Челябинска. Основанием для принятия правового акта Администрации города Челябинска является решение (протокол) Комиссии по продаже земельных участков Администрации города (далее - Комиссия). Положение о Комиссии утверждается отдельным правовым актом Администрации города Челябинска.

Статьей 7 Закона Челябинской области «О Земельных отношениях» предусмотрены, случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако ссылка КУИЗО на указанную статью является необоснованной, поскольку право у истцов возникло в силу ст. 36 ЗК РФ, п.4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, отказ КУИЗО в предоставлении Куликовым в общую долевую собственность земельного участка является незаконным, и нарушающим права заявителей иметь в частной собственности землю.

Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании незаконным бездействия Главы Администрации г. Челябинска в не рассмотрении заявления Куликовых о предоставлении в собственность земельного участка, не подлежат удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, ответ КУИЗО от ДД.ММ.ГГГГ по смыслу является ответом (отказом в предоставлении земельного участка) на заявление Куликовых, адресованного Главе администрации г. Челябинска.

Кроме того, Порядка предусмотрено, что после совершения действий, предусмотренных в пункте 8 настоящего решения, заинтересованное лицо представляет в комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска кадастровый паспорт земельного участка, после чего комитет: в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка обеспечивает подготовку и принятие правового акта Администрации города Челябинска о предоставлении земельного участка в аренду или в случаях, указанных в части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на основании решения Комиссии на праве собственности и направляет заявителю копию такого правового акта с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

Оценивая вышеуказанные доказательства, суд не находит оснований для возложения на Администрацию Курчатовского района г. Челябинска предоставить земельный участок в общую долевую собственность, поскольку в полномочия Администрации района не входит в соответствии с действующим законодательством предоставление земельных участков в собственность для эксплуатации объектов недвижимости.

В ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставлении земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. В г. Челябинске ДД.ММ.ГГГГ был принят Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска.

Указанным Порядком предусмотрено, что предоставление земельных участков в собственность для эксплуатации существующих объектов осуществляется на основании правового акта Администрации города Челябинска,

В соответствие со ст. 36 Устава города Челябинска, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является Администрация города Челябинска.

При таких обстоятельствах, суд находит возложить обязанность по предоставлению земельного участка заявителям на Администрацию г. Челябинска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Заявление Куликова Владимира Дмитриевича, Куликова Василия Дмитриевича об оспаривании решения органов местного самоуправления удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Куликову Владимиру Дмитриевичу, Куликову Василию Дмитриевичу земельного участка в общую долевую собственность.

Обязать Администрацию г. Челябинска предоставить Куликову Владимиру Дмитриевичу, Куликову Василию Дмитриевичу в общую долевую собственность по <данные изъяты> в праве каждому земельный участок по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Челябинский областной суд через Курчатовский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий судья