споры о праве собственности на землю



Дело № 2-902/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2011 года

Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе

председательствующего судьи И.П.Шалиевой

при секретаре Н.Ю.Еремченко

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Киселевой Людмилы Дмитриевны к Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области о признании права собственности на недвижимость,

У С Т А Н О В И Л :

Киселева Л.Д. обратилась в суд с иском к Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области, окончательно сформулировав требования, просила суд включить в наследственную массу после смерти ФИО1 основное здание – незавершенное строительство под литером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. дома №№ по адресу: <адрес> в г. Челябинске и земельный участок под домом и рядом с домом площадью <данные изъяты> кв.м.; установить факт принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-73)

Требование обосновано тем, что она является внучкой ФИО1, которая на основании определения народного суда <данные изъяты> участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признана в правах собственности на дом по адресу <адрес>. От дома остался только фундамент, что подтверждается техническим паспортом. Ее отец ФИО2 скончался ДД.ММ.ГГГГ не дожив до смерти бабушки. Она является единственной наследницей после ее смерти, фактически приняв наследство, проживая в доме, осуществляя его содержание. При жизни ФИО1 могла узаконить право собственности на земельный участок для эксплуатации дома, однако не успела оформить данное право.

Истица Киселева Л.Д., представитель истицы Тарасова Л.Л. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчиков Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области в суд не явились, надлежащим образом извещены.

Третье лицо, привлеченное к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2) Коваленко Т.Т. считала заявленные требования обоснованными, пояснив суду, что в доме №№ <адрес> по день смерти проживала ФИО1 и eе внучка Киселева Л.Д. Она является соседкой по дому, в настоящее время на земельном участке находится фундамент, расположение которого ее права и интересы не нарушает. После смерти ФИО3 Киселева приняла наследство, продолжая пользоваться земельным участком, на котором был расположен жилой дом, а впоследствии фундамент.

Заслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования частично обоснованными.

В соответствии со ст.218 п.1 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статья 4 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает государственную регистрацию права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно статье 2 указанного Закона государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание права. Согласно ч.1 ст.16, ст.28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 при жизни принадлежал на праве собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенный по адресу г. Челябинск, <адрес>, д.№ на основании Определения Народного суда <данные изъяты> участка <адрес> г. Челябинска ( л.д. 57-68).

Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке по адресу г. Челябинск, <адрес>, д.№ литера <данные изъяты> – объект незавершенного строительства площадью <данные изъяты> кв.м. – фундамент ( л.д.19-21).

Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются инвентарным делом на жилой дом по адресу г. Челябинск, <адрес>, д.№.

Из свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 скончался ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 скончался ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается с его смертью.

Истица является дочерью умершего ФИО2 и внучкой умершей ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении и свидетельством о заключении брака (л.д.14-15)

Согласно справкам нотариуса после смерти ФИО3, ФИО2 наследственное дело не заводилось ( л.д.53-55).

Таким образом, истица вправе обратиться в суд с данным заявлением, поскольку является наследником по праву представления после смерти ФИО1

одтвержедны закобчениями соответсвующих служб и актом что подтверждено товарными чеками. личных средств <данные изъяты> и сарай( <данные изъяты> ( л.д.10-15)а для признания за ней права Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Умершая ФИО1 обладала правом собственности на спорный жилой дом, в результате его разрушения остался фундамент как объект незавершенного строительства. Таким образом, иск основан на законе, подтвержден надлежащими доказательствами и подлежит удовлетворению в части признания за умершей ФИО1 на незавершенное строительство под <данные изъяты> – фундамент.

Не подлежат признанию права собственности за умерший на земельный участок, расположенный по адресу г. Челябинск, <адрес>, д. № и включении его в наследственную массу по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.

По ранее действовавшим нормам законодательства, касающегося выделения земельных участков, земельные участки могли быть переданы гражданам в постоянное (бессрочное) пользование на праве собственности. Так, статьей 2 Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года №274-1 была отменена монополия государства на землю, введены две формы собственности на землю: государственная и частная. В ст. 6 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 ноября 1990 г. №443-1 определялось, что земельные участки могут предоставляться во владение и пользование гражданину в соответствии с ЗК РСФСР. Статьи 1, 7 ЗК РСФСР также предусматривали возможность предоставления гражданам земельных участков в собственность. В соответствии со ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан до введения в действие данного Кодекса, сохраняется. Новый Земельный кодекс вступил в действие с 30 октября 2001 года.

В соответствии с п.9.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции ФЗ № 268 от 23.11.2007 года, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Доказательств о принадлежности спорного земельного участка умершей ФИО1 на день ее смерти, а также представления земельного участка в установленном законом порядке суду не представлено. Обладая правом собственности на жилой <адрес> не является основанием для признания права собственности на земельный участок, расположенный под домом.

В силу ст.1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по его сохранности; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

В суде установлено, что истица Киселева Л.Д. после смерти бабушки ФИО1 вступила во владение наследственным имуществом проживала в доме бабушки, пользовалась домом, огородом, вещами, оставшимися в доме), что подтверждается показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО4, пояснениями третьего лица Коваленко Т.Т., справкой ООО «ПЖРЭО Курчатовского района» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ФИО1 была прописана по адресу <адрес> по день смерти, и вместе с ней была зарегистрирована внучка Киселева Л.Д.

Указанные действия, проживание в доме наследодателя, регистрация по месту жительства наследодателя на день его смерти в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя свидетельствуют, что после смерти бабушки ФИО1 истица фактически приняла наследство, установление данного факта имеет для истицы юридическое значение, т.к. позволяет ей реализовать свое право на наследство в виде объекта незавершенного строительства – фундамент.

В силу ч.2 ст.1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Признать право собственности за умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на объект незавершенного строительства – фундамент под литером А площадью 51,0 кв.м, расположенный по адресу: г. Челябинск, <адрес>, д. №, с включением указанного имущества в наследственную массу.

Установить факт принятия наследства Киселевой Людмилой Дмитриевной, оставшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1.

В удовлетворении остальной части исковых требований Киселевой Людмилы Дмитриевны отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Челябинский областной суд через Курчатовский районный суд.

Председательствующий судья И.П.Шалиева