Дело № 12-302/2010 Судья: Рогова Е.С. РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Челябинск 04 июля 2011 г. Судья Курчатовского районного суда г. Челябинска Воробьев Е.В., при секретаре Воронковой Т.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по административному делу Ахунова Б.Р., рассмотрев жалобу Ахунова <данные изъяты> на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Курчатовского района г. Челябинска от 14.06.2011 г. о признании его виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 ч. 4 КоАП РФ, и привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на пять месяцев, У С Т А Н О В И Л : Мировым судьей Ахунов Б.Р. признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин. на <данные изъяты>, управляя автомобилем «<данные изъяты>» гос. регистрационный знак <данные изъяты>, двигаясь в направлении от <данные изъяты> совершил обгон транспортного средства, выехав на полосу встречного движения в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен». Ахунову Б.Р. назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 5 месяцев. Не согласившись с принятым решением, Ахунов обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление. В обоснование своих доводов он указал, что произвел обгон на разрешенном участке дороги, т.к. в соответствии с дислокацией дорожных знаков на участке дороги <данные изъяты> км., после знака 3.20 «Обгон запрещен» установлен знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», которого на самом деле нет, а имеющийся знак 3.20 «Обгон запрещен» расположен в другом, в отличие от дислокации месте, изготовлен кустарным способом, в связи с чем не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ 52290-2004. В судебном заседании Ахунов поддержал свои доводы, высказав мнение, что сотрудники ГИБДД, используют изготовленный кустарным способом и самовольно установленный дорожный знак, который прикручен к опоре проволокой, верхний край его подоткнут под другой дорожный знак, чтобы его не крутило ветром вокруг оси столба. На участке дороге нарушена дислокация знаков, т.к. большинства знаков, которые должны быть на данном отрезке дороги – нет. Сотрудники ГИБДД пользуются этой ситуацией в своих противоречащих закону интересах, составляя незаконные протоколы на водителей. В обоснование своих доводов Ахунов представил видеозапись участка дороги <данные изъяты>, а также детальную съемку имеющихся в наличии дорожных знаков, спутниковую съемку данного участка дороги и местности. Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по административному делу, исследовав письменные материалы административного дела, доводы жалобы, нахожу ее не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. По части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует квалифицировать прямо запрещенные Правилами дорожного движения действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов, при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Непосредственно ПДД такой запрет установлен при нарушении водителями требований дорожных знаков или разметки, которое повлекло выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, что также следует квалифицировать по части 3 или части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эти нормы являются специальными по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 "Обгон запрещен"… Ахунов представил мировому суду фактические данные, ставящие под сомнение его виновность. По его ходатайству мировым судьей запрошена дислокация дорожных знаков, в соответствии с которой по стороне движения Ахунова, то есть в направлении из <данные изъяты> сразу за верстовым столбом «<данные изъяты>.» установлен предупреждающий знак 1.11.1 «Опасный поворот направо»; на расстоянии 252 м. от верстового столба знак 3.20 «Обгон запрещен», далее на расстоянии 413 м. от верстового столба дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта», затем на расстоянии 497 км. знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», далее знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги слева», далее верстовой столб «<данные изъяты>.» Как следует из схемы нарушения, Ахунова остановили сотрудники милиции в районе знака 2.3.3, перед поворотом на <адрес>. Таким образом, правильным местом правонарушения является участок дороги <данные изъяты>, а не «<данные изъяты>.», как указано в протоколе. В соответствии с дислокацией дорожных знаков на <данные изъяты> км. обгон запрещен на участке дороги протяженностью 245 м., однако в реальной действительности знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» нет, а знак 3.20 «Обгон запрещен», фактически располагается в другом месте чем должен быть в соответствии с дислокацией и вопреки ей закреплен на одну опору с дорожным знаком 1.11.1 «Опасный поворот направо». Визуально видно, что знак 3.20 явно не соответствует п. 3.15 ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», т.к. нарисован кустарным способом и закреплен путем прикручивания проволокой к столбу знака 1.11.1. Мировым судьей указанные обстоятельства установлены, признаны соответствующими действительности, в связи с чем на имя начальника ГИБДД Челябинской области направлено представлении об устранении нарушений. Несмотря на это, по итогам рассмотрения дела, сделан вывод о виновности Ахунова в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ, с той мотивировкой, что требования знака 3.20., каким бы он ни был Ахунов должен соблюдать, в соответствии с п. 1.3 ПДД. С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя. В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного Постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Место совершения правонарушения входит в предмет доказывания по делу. Для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного дела необходимо установить по какой причине знаки на <данные изъяты> не соответствуют дислокации, кто, когда и с какой целью внес изменения в расстановке знаков на местности, установив несоответствующий ГОСТу знак «Обгон запрещен» и убрал знак «Конец зоны запрещения обгона». В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Деятельность Госавтоинспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности. На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; д) регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий; н) изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения… Госавтоинспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации "О милиции", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением. В соответствии с законом «О полиции», вступившем в законную силу с 01.03.2011. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации… Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств… обеспечение безопасности дорожного движения…Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина… Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом… Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий…. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О безопасности дорожного движения") Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; В соответствии с Конституцией РФ (ст. 2 ) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, с выводом мирового судьи о виновности Ахунова, а также с тем, что отсутствие дорожного знака «Конец зоны запрещения обгона» является причиной, способствующей совершению административных правонарушений согласиться нельзя, поскольку данная ситуация возникла вследствие ненадлежащего исполнения органами ГИБДД, возложенных обязанностей, что приводит не к совершению административных нарушений, а к составлению незаконных административных протоколов на граждан, в конечном итоге к нарушению прав граждан, что противоречит Конституции РФ, основным целям деятельности государства и органов государственной власти. В данной ситуации суду надлежало принять меры к устранению сомнений и выяснению причин возникшей ситуации с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, предусматривающей презумпцию невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу. Поскольку в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности истек, а все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица привлекаемого к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, решил: Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Курчатовского района г. Челябинска от 14.06.2011 г. о признании Ахунова Бори <данные изъяты> виновным, в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 ч. 4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Решение вступает в законную силу немедленно и кассационному обжалованию не подлежит. Судья: