Дело № 2-767/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Курская 11 ноября 2010 года
Курский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Панишенко Е.А.,
при секретаре Амирове О.И.
с участием истца Колесниковой Е.А., представителя ответчика Шевцовой Н.В., действующей по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст. Курской гражданское дело по иску Колесниковой ЕА к Государственному учреждению - управлению пенсионного фонда РФ <адрес> об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Колесникова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - управлению пенсионного фонда РФ <адрес> об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ссылаясь на то, что 13.05.2010 года обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием педагогического стажа продолжительностью 25 лет. Однако решением от 20.08.2010 года № 33 ей было отказано в назначении пенсии с указанием на недостаточность требуемого стажа работы, поскольку ее стаж педагогической деятельности составляет 23 года 8 месяцев 23 дня.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не были включены периоды ее работы воспитателем в социально -реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда» с 17.12.1993 года по 15.09.1994 год и с 15.01.1995 года по 01.12.1996 год с указанием на то, что «<адрес> социально -реабилитационный центр «Надежда» в указанный период не обладал статусом самостоятельного юридического лица, а являлся структурным подразделением Отдела социальной защиты населения Курского района.
Считает, решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным, поскольку должность воспитателя имеется в разделе « Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а вид образовательного учреждения как в социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних включен в п.1.13 раздела « Наименование учреждений» упомянутого списка. Кроме этого штатные расписания за 1995г., 1996 г. социально-реабилитационного центра « Надежда» указывают на то, что учреждение было самостоятельным и имело статус юридического лица.
В связи с чем просит суд отменить решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Колесниковой Елене Алексеевне № 33 от 20.08.2010 года Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ <адрес> края зачесть в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в стационарном отделении Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда» в должности воспитателя с 15.01.1995 года по 01.12.1996 год. Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ <адрес> края назначить ей досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения с 13.05.2010 года.
В судебном заседании истец, Колесникова Е.А. исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске, суду пояснила, что в спорный период работала воспитателем полный рабочий день, учреждение в своей деятельностью руководствовалось положением о социально-реабилитационных центрах, имело свое штатное расписание, печать, т.е. обладало признаками юридического лица.
Представитель ответчика, ГУ - Управления пенсионного фонда РФ <адрес> Шевцова Н.В., иск не признала, суду пояснила, что периоды работы Колесниковой Е.А с 15.01.1995 года по 01.12.1996 год не подлежат включению в педагогический стаж, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей при отделе социальной защиты населения <адрес> социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» как структурное подразделение не предусмотрен. При включении в педагогический стаж периоды работы Колесниковой Е.А. с 15.01.1995 года по 01.12.1996 г. на день обращения в пенсионный фонд стаж последней будет составлять 25 лет 7 месяцев 9 дней.
Свидетель Миронов А.В. суду пояснил, что истица работала воспитателем в социально -реабилитационном центре для несовершеннолетних с момента его создания в 1993 г.. Хотя центр был создан при отделе социальной защите населения по существу был самостоятельным учреждением начиная с 1994 г. т.к. имел свое штатное расписание, свой расчетный счет.
Выслушав стороны, допросив свидетеля Миронова А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" п.п. 19 п.1 ст. 27 предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 и ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном указанными выше Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Отказ пенсионного фонда о зачете Колесниковой в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периода работы с 15.01.1995 г. по 01.12.1996 г. связан с тем, что Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей « Надежда» при отделе социальной защиты населения как структурное подразделение не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Согласно Постановления Главы администрации <адрес> Ставропольского края № 1296 от 02.11.1993 г. «О создании социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних района» при отделе социальной защиты населения, согласно типовому положению о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденному Министерством социальной защиты населения РФ создан социально реабилитационный центр для несовершеннолетних (л.д. 18).
Для создания единообразных социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, Министерством социальной защиты населения РФ издан приказ № 64 от 06.05.1994 года «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи».
Согласно п. 4.1 указанного выше приказа приводились в соответствие с Примерными положениями (Приложение № 1 к Приказу Министерства социальной защиты населения РФ от 06.05.1994 года № 64), положения о созданных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Исходя из содержания Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штамп и бланк со своим наименованием. Центр осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( утвержден
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 ) в графе «Наименование учреждений» в п. 1.13 указано: Учреждения социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. В графе «наименование должностей» предусмотрена должность воспитатель.
В соответствии с записями трудовой книжки Колесниковой в оспариваемый период с 15.01.1995 года по 01.12.1996 год последняя работала в должности воспитателя в реабилитационном центре « Надежда». Из содержания справки директора ГУСО «Курский социально-реабилитационный центр «Надежда» Колесникова Е.А. с 01.01.1995 года по 31.12.2004 года работала в стационарном отделении государственного учреждения социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» в течение полного рабочего дня в должности воспитателя (л.д. 14-15).
Поскольку работа Колесниковой в должности воспитателя в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних детей « Надежда» при отделе социальной защиты населения не определяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности последней в указанной должности, должность воспитателя предусмотрена Списком,в графе «Наименование учреждений» в п. 1.13 указано: Учреждения социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Колесникова работала в спорный период в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, суд считает работа Колесниковой воспитателем в период с 15.01.1995 года по 01.12.1996 год подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Кроме этого суд обращает внимание на следующее. Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 30 сентября 2002 года N МЗ-25-27/8791 "О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения" возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.
В случаях, если при создании организации определено, что она осуществляет свою деятельность на основании типового положения об организациях данного вида, имеется необходимость изучения соответствующего типового положения. При наличии в нем требуемых сведений оснований для дополнительных проверок признаков юридического лица не имеется.
В случаях отсутствия отсылки к типовому положению территориальные органы Пенсионного фонда РФ, принимая решения об отнесении организаций, в которых гражданин имел стаж работы, к числу учреждений, могут исходить из наличия признаков указанной организационно-правовой формы юридического лица: обособленное имущество, находящееся на праве оперативного управления учреждения (в собственности учредителя), документы, свидетельствующие о субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам учреждения, печать, самостоятельный баланс или смета, право самостоятельного приема на работу или увольнения с работы.
Таким образом, если ко дню обращения за назначением пенсии гражданин работал в организации, созданной до 8 декабря 1994 года и имеющей признаки юридического лица, но не зарегистрировавшей статус юридического лица ( Колесникова работала в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, созданном в 1993 г. на основании положения, центр имел свою печать, штатное расписание), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут весь период работы педагогических и медицинских работников (в соответствующих должностях) в соответствующей организации, начиная со дня ее создания, засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также учитывать этот период при конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал.
На основании изложенного суд находит требования истца о включении в специальный стаж период работыс 15.01.1995 года по 01.12.1996 год в должности воспитателя в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда» при отделе социальной защиты населения,подлежащими удовлетворению, отсюда так же подлежит удовлетворению требование истца об отмене решения комиссии № 33 от 20.08.2010 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Колесниковой Елене Алексеевне
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
В виду того, что на день обращения Колесниковой в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Курскому району Ставропольского края у последней имелся необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости стаж ( 25 лет 7 месяцев 9 дней), суд считает необходимым удовлетворить требование истца о назначении пенсии с момента обращения, т.е. с 13 мая 2010 г.
Руководствуясь ст. ст. 193- 198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Колесниковой ЕА к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ <адрес> края об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Решение комиссии № 33 от 20.08.2010 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Колесниковой Елене Алексеевне, отменить.
Зачесть в стаж работы, период работы Колесниковой ЕА с 15.01.1995 года по 01.12.1996 год в должности воспитателя в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда» при отделе социальной защиты населения, назначив пенсию с момента обращения с 13.05.2010 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: