Дело № 2-178/2011 РЕшение от 06.05.2011 года по иску прокурора в интересах субъекта РФ к Саркисян А.С. и Саркисян И.С., Саркисян А.А., администрациии МО с. Эдиссия о взысканиии незаконно полученных денежных средств.



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Курская 06 мая 2011г.

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Панишенко Е.А.

при секретаре Хабалоновой С.Н.

с участием представителя истца пом. прокурора Курского района Ковалева А.В.

ответчика Саркисян И.С., ее представителя Цалоевой И. Ю., ордер № № от 14.03.2011 г.

представителя ответчика администрации муниципального образования с. Эдиссия Курского района Саркисян С.Р., действующего по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст.Курской гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курского района в интересах Ставропольского края как субъекта Российской Федерации к Саркисян ИС, Саркисян АС, Саркисян АА, Саркисян АА, администрации муниципального образования с. Эдиссия Курского района об отмене постановления администрации села Эдиссия, решения комиссии по жилищным вопросам, взыскании незаконно полученных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курского района обратился в суд с иском Саркисовой И.С. о взыскании незаконно полученных денежных средств сумме 595000 рублей, ссылаясь на то, что семья Саркисян И.С. в составе 4 человек, постановлением администрации с.Эдиссия № 186 от 05.11.2007 г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан - участников мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».

Согласно паспортным данным и данным похозяйственной книги Сар­кисян И.С. с семьей с 01.12.1992 года зарегистрированы по адресу: <адрес>, <адрес>, общая площадь дома - 64,0 кв.м. (16 кв.м. на че­ловека, при учетной норме 18 кв.м).

Владельцем указанного дома по данным похозяйственной книги, за­полненных со слов и акта обследования жилищных условий от 05.11.2007 являлся брат мужа - Саркисян АС, который зарегистри­рован по другому адресу, при этом к проверке не представлен документ, подтверждающий право его собственности на дом.

Несмотря на то, что семья Саркисян И.С. с 1992 года зарегистрирована и проживала в доме по адресу: <адрес>, накануне подачи заявления о включении в состав участников мероприятий программы по улучшению жилищных условий, семьей Саркисян И.С. заключен договор найма жилого помещения от 12.02.2007 с Саркисян А. С. Договор найма заключен на неопределенный срок, плата за помеще­ние состояла в оплате всех коммунальных услуг и налогов за жилой дом и земельный участок.

В соответствии с выписками из Единого госу­дарственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.09.2010 № 18/004/2010-638, № 18/004/2010-639, выданными Курским от­делом Управления Федеральной службы государственной регистрации, ка­дастра и картографии по запросу Счетной палаты Ставропольского края от 01.09.2010 № 04/931, право собственности на домовладение и земельный участок, в котором семья Саркисян И.С. проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> оформлено на мужа Сарки­сян И.С., на земельный участок - 17.03.2009, на жилой дом - 20.04.2009.

В соответствии с договором купли-продажи от 28.07.2008 семья Сар­кисян И.С. приобрела жилой дом по адресу: с. Эдиссия, ул. Теряна, дом 6, общей площадью 65,2 кв.м., стоимостью 850,0 тыс. рублей.

По данным похозяйственной книги по месту приобретения жилья се­мья Саркисян И.С. не зарегистрирована, при этом прежний владелец Темирянц М.С. не снят с учета.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на не­движимое имущество и сделок с ним от 23.09.2010 № 18/007/2010-034, № 18/007/2010-035, выданным Курским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по запросу Счетной палаты Ставропольского края от 20.09.2010 № 04/983, право собст­венности на дом и земельный участок по адресу: с. Эдиссия, ул. Теряна, дом 6, семьей Саркисян И.С. прекращено.

В то же время семья Саркисян И.С. оформила право собственности с 09.09.2010 по прежнему адресу проживания <адрес> что подтверждается выписками из Единого государственного рее­стра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.09.2010 № 18/007/2010-032, № 18/007/2010-033, выданными Курским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по запросу Счетной палаты Ставропольского края от 20.09.2010 №04/983.

Согласно ч. 1 ст. 170 ГК РФ следует, что мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

В результате сделок произошло не улучшение жилищных условий се­мьи Саркисян И.С., как это было предусмотрено целями и задачами ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», а лишь формальный переход пра­ва собственности между родственниками, при этом семья Саркисян И.С. за­регистрирована и проживает по прежнему месту жительства.

В связи с чем просит взыскать с Саркисян И.С. незаконно полученные денежные средства в сумме 595000 рублей.

В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил и дополнил: просил взыскать с Саркисян И.С., Саркисян А.С., Саркисян А.А., Саркисян А.А. в пользу бюджета Ставропольского края незаконно полученные денежные средства в сумме 340 000 рублей, в пользу федерального бюджета денежные средства в сумме 255000 рублей по основанию указанному в иске, отменить постановление администрации села Эдиссия № 186 от 05.11.2007 которым семья Саркисян И.С. в составе 4 че­ловек, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан - участников мероприятий ФЦП «Социальное развитие се­ла до 2012 года», решение комиссии при администрации муниципального образования с. Эдиссия №12 от 05.11.2007г.

В обосновании своих требований прокурор ссылается так же на то, что семья Саркисян И.С. была поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении в соответствии со ст.ст.51, 52 ЖК РФ. Указанные статьи регулируют предоставление помеще­ний государственного и муниципального жилищного фондов по договорам социального найма на основании главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 49 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма жилые помещения предоставляются только малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного само­управления, а также иным категориям граждан определенным федеральным законом, указом Президента РФ или иным законом субъекта Российской Федерации. Ответчики Саркисян органом местного само­управления малоимущими не признавались, совокупный семейный доход не исследовался, тогда как Саркисян И.С. работает главным бухгалтеров в СХПК - колхозе «Новатор».

Представитель ответчика администрации муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края Саркисян С.Р. с требованием об отмене постановления главы муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края № 186 от 05.11.2007 г. о признании семьи Саркисян И.С. нуждающейся в улучшении жилищный условий, включении в список граждан –участников мероприятий «Социальное развитие села до 2010 года», об отмене решения комиссии при администрации муници­пального образования села Эдиссия № 12 от 05.11.2007 г. не согласен по следующим основаниям. В соответствии п.5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данная статья не предусматривает одним из оснований признание гражданина малоимущим. Малоимущими должны быть признаны граждане при предоставлении жилого помещения по договору социального найма. При принятии на учет семьи ответчика были учтены учетная норма жилого помещения, занимаемого семьей, поскольку Саркисян И.С. проживала в жилом по адресу с. Эдиссия, ул. Миронова, 104, общей площадь дома 64 кв. м., всего проживало 4 человека, площадь на каждого человека 16 кв.м, что меньше учетной нормы.

Ответчик Саркисян И.С., ее представитель Цалова И.Ю. с иском не согласны, поскольку на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ни Саркисян И.С., ни члены ее семьи не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а так же собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Деньги, предоставленные в виде социальной выплаты были израсходованы на приобретение жилья, в котором семья Саркисян И.С. нуждалась. Доказательств того, что не были соблюдены условия получения социальной выплаты, либо имело место нецелевого использования социальной выплаты, предоставление ложных сведений истцом предоставлено не было. Кроме этого порядок предоставления социальной выплаты не содержат каких-либо запретов на отчуждение купленного за бюджетные средства дома.

Ответчик Саркисян И.С. суду показала, что срок в течение которого семья имела право воспользоваться бюджетными средствами был ограничен, кроме этого в связи с указанной программой жилье в селе стало дорожать, по своим финансовым возможностям им удалось найти более менее подходящее жилье по ул.Теряна, 6 с.Эдиссия. В приобретенном доме они прожили около года, затем решили его продать, т.к. в последнем не было всех удобств, так же он находился далеко от родительского дома. После продажи дома по <адрес>, они купили дом по адресу с.Эдиссия, улМиронова, 104 по месту своего прежнего жительства.

Ответчики Саркисян А. С., Саркисян А. А., Саркисян А. А. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, дело просило рассмотреть в свое отсутствие, с иском не согласны.

Третье лицо Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, дело просило рассмотреть в свое отсутствие.

Свидетель ДЮА ( доверенное лицо Темирянц по сделки купли-продажи) суду показал, что часть денег за дом по ул. Теряна, 6 с.Эдиссия было перечислено на сберкнижку Темирянц М.И. ( собственник дома), часть отдано наличными Саркисян И.С.

Выслушав стороны , допросив свидетеля ДЮА., исследовав письменные материалы дела, суд находит, что в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.

Согласно акта обследования жилищных условий комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района от 05.11.2007 г Саркисян И.С. проживает в жилом доме Саркисян А.С. по адресу с<адрес> общей площадь дома 64 кв. м.. Всего проживают 4 человек, площадь на каждого человека 16 кв.м, что меньше учетной нормы. Комиссия считает необходимым признать Саркисян И.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий ( л.д. 86)

На момент признания Саркисян И.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий по сведениям БТИ, управления федеральной регистрационной службы Ставропольского края Курский отдел семья Саркисян И.С. своего жилья на праве собственности не имела ( л.д. 78-84).

Согласно протокола комиссии при администрации муниципального образования с. Эдиссия Курского района Ставропольского края о постановке на учет граждан на получение государственной поддержки ( на приобретение) жилья, в рамках реализации ФЦП « Социальное развитие села до 2010 г. « в селе Эдиссия Курского района Ставропольского края № 12 от 05.11.2007 г. Саркисян И.С. поставлена на учет граждан на получение государственной поддержки ( л.д. 87).

Постановлением главы муниципального образования с. Эдиссия Курского района Ставропольского края № 186 от 05.11.2007 г. Саркисян И.С. в семьей в составе 4 человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ( л.д. 112)

Ссылку прокурора в обосновании своих требований об отмене главы муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края № 186 от 05.11.2007 г. о признании семьи Саркисян И.С. нуждающейся в улучшении жилищный условий, включении в список граждан –участников мероприятий «Социальное развитие села до 2010 года», об отмене решения комиссии при администрации муници­пального образования села Эдиссия № 12 от 05.11.2007 в связи с тем, что семья последней при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась малоимущей, совокупный семейный доход не иследовался, суд признает не состоятельной, поскольку статья 49 ЖК РФ определяет, каким категориям граждан предоставляются жилые помещения по договору социального найма.

Рассматривая вопрос о правомерности постановки на учет семьи Саркисян И.С. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий суд приходит к следующему.

Согласно ч.3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу ст.51 ЖК РФ признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет. Основаниями для такого признания служат: а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма; б) обеспеченность жильем менее учетной нормы; в) неудовлетворительное состояние жилища; г) состояние здоровья проживающих.

На момент постановки на учет семьи Саркисян И.С. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ни Саркисян И.С., ни члены его семьи не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а так же собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно акта обследования жилищных условий комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района от 05.11.2007 г Саркисян И.С. проживает в жилом доме Саркисян А.С. по адресу <адрес> кв. м.. Всего проживают 4 человек, площадь на каждого человека 16 кв.м, что меньше учетной нормы.( л.д. 86)

Отсюда на основании вышеизложенного суд считает правомерным постановку на учет семью Саркисян И.С. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Что касается требования истца о взыскании с Саркисян ИС, Саркисян АС, Саркисян АА, Саркисян АА незаконно полученных денежных средств по федеральной целевой программе « Социальное развитие села до 2012 г. в сумме 595 000 рублей, из них в пользу бюджета Ставропольского края 340000 рублей, в пользу федерального бюджета 255 000 рублей суд приходит к следующему.

В соответствии с федеральной целевой программой « Социальное развитие села до 2012 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 основной целью программы является улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, которые не обладают для этого достаточными собственными средствами.

Предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в осуществлялось в соответствии с приложением № 16 « Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», порядком предоставления на счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 мая 2009 г. № 136-п ( далее по тексту порядок).

Приложением №1 « Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение ) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов « к Правилам ( далее по тексту Типовое положение ) определен порядок предоставления социальных выплат на строительство( приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность и работать там.

В пункте 4 Типового положения перечислены все условия, при соблюдении которых гражданин имеет право на получение социальной выплаты, а именно право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии п.5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.

При получении Саркисян И.С. социальной выплаты последней были соблюдены все условия в совокупности, а именно постоянное проживание в сельской местности, наличие собственных средств в размере части стоимости приобретения жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, признание нуждающимся в улучшении жилищных условий с последующей постановкой на учет по улучшению жилищных условий. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

Саркисян И.С. как по состоянию на 2008 г. так и по настоящее время работает главным бухгалтером СХПК « Новатор».

Согласно Порядка предоставления социальных выплат, а именно пункта 9, возврат полученных социальных выплат в доход бюджета Ставропольского края производится получателем социальных выплат в случаях:

-неисполнение условий предоставления социальных выплат;

-установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат;

-установление факта нецелевого использования социальных выплат.

Ссылка в обосновании требования о взыскании незаконно полученной социальной выплаты в виду того, что после приобретения жилого дома по адресу: <адрес>

се­мья Саркисян И.С. не была зарегистрирована по указанному адресу, а позже продала последний, после купила дом по прежнему адресу проживания <адрес>, <адрес> не доказывает мнимости сделок.

По смыслу ч.1 ст.170 ГК РФ мнимая сделка, сделка совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Как следует из материалов дела ответчики Саркисян стали собственниками домовладения и земельного участка по ул. Теряна, 6 с. Эдиссия Курского района на основании сделки купли-продажи от 28.07.2008 г. ( л.д. 99, 104)

Факт регистрации права собственности и переход права собственности на домовладение от одного законного собственника к другому, не свидетельствует о мнимости этих сделок, совершенных без намерения создать правовые последствия. Стороны в этих сделках не оспаривают законность их совершения.

Утверждение истца о мнимости сделок в виду не проживания Саркисян И.С. в приобретенном домовладении, а после продажи его и покупки дома у родственника по адресу <адрес> также не является подтверждением требования, поскольку согласно Конституции РФ ст.27 каждый имеет право выбирать место пребывания и жительства.

Доводы иска о мнимости сделок носят предположительный характер и не основаны на доказательствах.

Приобретя жилой дом по <адрес> в том числе и за счет предоставленной социальной выплаты ответчики Саркисян использовали социальную выплату по целевому назначению, перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Суд обращает внимание, что ни сама Программа, ни Порядок предоставления социальной выплаты не содержат каких-либо запретов по срокам отчуждения, распоряжения данным жилым помещением, непосредственном проживании и регистрации в приобретенном доме, покупке дома у родственников и т.д.

Исходя из изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Курского района в интересах Ставропольского края как субъекта Российской Федерации к администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района об отмене постановления главы муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края № 186 от 05.11.2007 г. о признании семьи Саркисян И.С. нуждающейся в улучшении жилищный условий, включении в список граждан –участников мероприятий «Социальное развитие села до 2010 года», об отмене решения комиссии при администрации муници­пального образования села Эдиссия № 12 от 05.11.2007 года оставить без удовлетворения.

Исковые требования прокурора Курского района в интересах Ставропольского края как субъекта Российской Федерации к Саркисян ИС, Саркисян АС, Саркисян АА, Саркисян АА о взыскании незаконно полученных денежных средств сумме 595 000 рублей, из них в пользу бюджета Ставропольского края 340000 рублей, в пользу федерального бюджета 255 000 рублей оставить без удовлетворения.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200