Дело № 2-177/2011 Решение от 11.05.2011 года по иску прокурора Курского района в интересах субъекта РФ к Епанян Н.В., Епанян В.В., Епанян Г.В., Епанян Р.В., администрации МО Курского сельсовета об отмене решения комиссии по жилищным вопросам,



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Курская 10 мая 2011г.

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Панишенко Е.А.

при секретаре Хабалоновой С.Н.

с участием представителя истца пом. прокурора Курского района Бурганутдинова Э.Ф.

ответчика Епанян Н.В., ее представителя Цалоевой И.Ю., ордер № № от 18.04.2011 г., ответчика Епанян В.В., .

представителя ответчика Бабичевой Н.А., действующей по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст.Курской гражданское дело по иску прокурора Курского района в интересах Ставропольского края как субъекта Российской Федерации к Епанян НА, Епанян ВВ, Епанян ГВ, Епанян РВ, администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района об отмене решения комиссии по жилищным вопросам, постановления главы Курского сельсовета, взыскании незаконно полученных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курского района обратился в суд с иском к Епанян Н.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств в сумме 815,925 тыс. рублей, ссылаясь на то, что семья Епанян Н.В., состоящая из 4 человек, постановлением главы Курского сельсовета от 15.07.2008 г. № 277 принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Курского сельсовета от 21.07.2008 г. № 9 вклю­чена в список участников мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».

Согласно паспортным данным и данным домовой книги семья Епа­нян Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> в домовладении, ранее принадлежавшем бабушке Епанян Н. В. Крутояро­вой М.Н, умершей в 2006 году. Собственник домовладения на момент про­верки не установлен. Общая площадь дома 47,0 кв.м. Согласно акту обсле­дования жилищных условий от 09.07.2008 по данному адресу другие лица не зарегистрированы. В соответствии с договором купли-продажи от 14.08.2009 г. семья Епанян Н. В. в рамках вышеуказанной программы приобрела у Епанян Н. В. (сестра мужа) жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 80,3 кв.м., стоимостью 1310,0 тыс. рублей.

На момент проверки, спустя год после совершения сделки купли- продажи семья Епанян Н.В. зарегистрирована и проживает по прежнему ад­ресу: <адрес>

По адресу приобретения домовладения зарегистрирована прежняя владелица Епанян Н.В. и семья брата в составе 4 человек, имеющая в собственности домовладение по адресу: <адрес> и фактически проживающие там.

Согласно ч. 1 ст. 170 ГК РФ следует, что мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Таким образом, по истечении года после совершения сделки купли- продажи семья Епанян Н.В. зарегистрирована и проживает по прежнему ад­ресу, по месту приобретения жилья проживает продавец дома. В результате сделки произошло не улучшение жилищных условий, как это было преду­смотрено целями и задачами ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», а лишь формальный переход права собственности между родственниками, что имеет признаки мнимой сделки.

В связи с чем просит взыскать с Епанян Н.В. в пользу бюджета Ставропольского края, незаконно полученные де­нежные средства в сумме 815,925 тыс. рублей.

В судебном заседании пом. прокурор исковые требования уточнил и дополнил: просил взыскать с Епанян Н.В., Епанян В.В., Епанян Г. В., Епанян Р. В. в пользу бюджета Ставропольского края незаконно полученные денежные средства в сумме 322291 рубль, в пользу федерального бюджета денежные средства в сумме 493634 рубля по основания указанным в иске, отменить постановление главы Курского сельсовета № 277 от 15.07.2008 г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях семьи Епанян Н.В., решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Курского сельсовета № 9 от 21.07.2008 г. о включении Епанян Н.В. в список участников мероприятий ФЦП «Социаль­ное развитие села до 2012 года», решение комиссии по жилищным при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района № 7 от 11.07.2008 г. о признании семьи Епанян Н.В. нуждающейся в жилых помещениях.

В обосновании своих требований прокурор ссылается так же на то, что семья Епанян Н.В. была поставлена на учет как нуждающаяся в жи­лом помещении в соответствии со ст.ст.51, 52 ЖК РФ. Указанные статьи регулируют предоставление помещений государственного и муниципального жилищного фондов по договорам со­циального найма на основании главы 7 Жилищного кодекса Российской Фе­дерации.

Статья 49 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма жилые помещения предоставляются только малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного само­управления, а также иным категориям граждан определенным федеральным законом, указом Президента РФ или иным законом субъекта Российской Федерации.

Ответчики Епанян Н.В., Епанян В.В. органом местного самоуправления малоимущими не признавались, совокупный семейный доход не исследовался, тогда как согласно имеющимся сведениям ответчики имеют постоянный доход.

Кроме того, при принятии на учет Епанян Н.В. были на­рушены требования ч. 2 ст.51 ЖК РФ, так как при определении уровня обеспеченности площадью жилого помеще­ния, учитывается любая жилая площадь, имеющаяся в наличии у граждани­на, а в данном случае не учтен тот факт, что до постановки на учет семья Епанян Н.В. проживала в домовладении бабушки Епанян Н.В Крутояровой М.Н. в ее личном доме, то есть являлись членами семьи Крутояровой М.Н. в соответствии со ст.2 СК РФ.

Согласно Постановления главы администрации муниципального об­разования Курского сельсовета №277 от 15.07.2008 года Епанян Н.В. не яв­ляется членом семьи собственника жилого помещения, что незаконно, так как в соответствии п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются гражда­не не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края Бабичева Н.А. с исковыми требованиями не согласна, поскольку при постановке на учет семьи Епанян Н.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении последняя не являлась нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района в своей деятельности при формировании списка граждан-участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности руководствовалась постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858. Согласно Типового положения о представлении социальных выплат на строительство жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязанность наличия собственных и заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты делает несостоятельным требование о признании граждан малоимущими в рамках данной целевой программы.

Ответчик Епанян Н.В., ее представитель Цалоева И.Ю., ответчик Епанян В.В с иском не согласны, поскольку на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ни Епанян Н.В., ни члены ее семьи не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а так же собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Проживание в доме бабушки являющейся собственником жилого помещения не указывает на то, что ответчики Епанян являлись членами семьи собственника помещения, т.к. по смыслу СК РФ членами семьи признаются супруги, родители и дети, в исключительных случаях членами семьи могут признаваться иные граждане постоянно проживающие с собственником жилого помещения и ведущие совместное хозяйство. Деньги, предоставленные в виде социальной выплаты были израсходованы на приобретение жилья, в котором семья Епанян нуждалась. Доказательств того, что не были соблюдены условия получения социальной выплаты, либо имело место нецелевого использования социальной выплаты, предоставление ложных сведений истцом предоставлено не было.

Третье лицо Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, дело просило рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав стороны , исследовав письменные материалы дела, суд находит, что в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.

Судом установлено, что в июле 2008 г. Епанян Н.В. подала заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий со следующим составом семьи: муж, 2 сына ( л.д. 94).

На момент подачи заявления она, муж, двое детей были зарегистрированы и проживали по адресу ст. Курская ул.Халецкого, 38

По сведениям БТИ, управления федеральной регистрационной службы Ставропольского края Курский отдел семья Епанян своего жилья на праве собственности не имела( л.д. 107-114).

Согласно акта обследования жилищных условий от 09.07.2008 г. Епанян Н.В. проживает с семьей в количестве 4-х человек в жилом доме Крутояровой М.Н. Площадь дома 47, 0 кв. м. ( л.д. 132).

Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края № 7 от 11.07.2008 г. Епанян Н.В. со следующим составом семьи: муж, два сына, признана нуждающимися в жилых помещениях в муниципальном образовании Курского сельсовета Курского района Ставропольского края (л.д. 135 ).

Согласно постановления главы муниципального образования Курского района № 277 от 15.07.2008 г. семья Епанян Н.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ( л.д. 136).

Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края № 9 от 21.07.2008 г. семья Епанян Н.В. включена в список граждан –участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы « Социальное развитие села до 2012 г. » ( л.д.145)

Ссылка прокурора в обосновании своих требований об отмене решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района № 7 от 11.07.2008 г. о признании семьи Епанян Н.В. нуждающейся в жилых помещениях, постановления главы муниципального образования Курского района № 277 от 15.07.2008 г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Епанян Н.В., решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края № 9 от 21.07.2008 г. о включении Епанян Н.В. в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы « Социальное развитие села до 2012 г. » в связи с тем, что семья последней при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась малоимущей, кроме этого были нарушены требования ч. 2 ст.51 ЖК РФ, суд признает не состоятельной, поскольку статья 49 ЖК РФ определяет, каким категориям граждан предоставляются жилые помещения по договору социального найма, а ч.2 ст.51 ЖК РФ говорит о том, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади жилых помещений занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, т.е. при определение уровня обеспеченности общей площадью учитываются площадь жилого помещения по договорам социального найма или площадь жилого помещения принадлежащего на праве собственности, однако судом установлено, что семья Епанян Н.В. в собственности своего жилья, не имела, как и не имела жилого помещения по договору социального найма.

Рассматривая вопрос о правомерности постановки на учет семьи Епанян Н.В. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий суд приходит к следующему.

Согласно ч.3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу ст.51 ЖК РФ признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет. Основаниями для такого признания служат: а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма; б) обеспеченность жильем менее учетной нормы; в) неудовлетворительное состояние жилища; г) состояние здоровья проживающих.

На момент постановки на учет семьи Епанян Н.В.в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ни Епанян Н.В., ни члены ее семьи не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а так же собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, поскольку сам по себе факт проживания в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности бабушки Епанян Н.В., Крутояровой, умершей до постановки на учет в 2006 г. не является бесспорным доказательством того, что Епанян Н.В., ее муж и двое детей являлись членами семьи собственника жилого помещения, сам истец не представил доказательств подтверждающих, что ответчики Епанян являлись членами семьи собственника помещения.

Отсюда на основании вышеизложенного суд считает правомерным постановку на учет семью Епанян Н.В. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Что касается требования истца о взыскании с Епанян Н. В., Епанян В. В., Епанян Г. В., Епанян Р. В. о взыскании незаконно полученных денежных средств по федеральной

целевой программе « Социальное развитие села до 2012 г. в сумме <данные изъяты> рублей, из них в пользу бюджета Ставропольского края <данные изъяты> рубль, в пользу федерального бюджета <данные изъяты> рубля суд приходит к следующему.

В соответствии с федеральной целевой программой « Социальное развитие села до 2012 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 основной целью программы является улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, которые не обладают для этого достаточными собственными средствами.

Предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в 2009 г. осуществлялось в соответствии с приложением № 16 « Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», порядком предоставления на счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 мая 2009 г. № 136-п ( далее по тексту порядок).

Приложением №1 « Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение ) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов « к Правилам ( далее по тексту Типовое положение ) определен порядок предоставления социальных выплат на строительство( приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность и работать там.

В пункте 4 Типового положения перечислены все условия, при соблюдении которых гражданин имеет право на получение социальной выплаты, а именно право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии п.5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.

При получении Епанян Н.В. социальной выплаты, последней были соблюдены все условия в совокупности, а именно постоянное проживание в сельской местности, наличие собственных средств в размере части стоимости приобретения жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, признание нуждающимся в улучшении жилищных условий с последующей постановкой на учет по улучшению жилищных условий. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

Епанян Н.В. как по состоянию на 2008 г. так и по настоящее время работает в сельской местности медсестрой в Курской ЦРБ.

Согласно Порядка предоставления социальных выплат, а именно пункта 9, возврат полученных социальных выплат в доход бюджета Ставропольского края производится получателем социальных выплат в случаях:

-неисполнение условий предоставления социальных выплат;

-установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат;

-установление факта нецелевого использования социальных выплат.

Ссылка прокурора в обосновании требования о взыскании незаконно полученной социальной выплаты в виду того, что спустя год после совершения сделки купли- продажи семья Епанян Н.В. зарегистрирована и проживает по прежнему ад­ресу: ст. Курская, ул. Халецкого, дом 38 не доказывает мнимости сделок.

По смыслу ч.1 ст.170 ГК РФ мнимая сделка, сделка совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Как следует из материалов дела, Епанян Н.В., Епанян В. В., Епанян Г. В., Епанян Р. В. являются собственниками домовладения и земельного участка по <адрес> района на основании сделки купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. ( л.д. 155-162 )

Факт регистрации права собственности и переход права собственности на домовладение от одного законного собственника к другому, не свидетельствует о мнимости этих сделок, совершенных без намерения создать правовые последствия. Стороны в этих сделках не оспаривают законность их совершения.

Утверждение истца о мнимости сделок в виду не проживания Епанян в приобретенном домовладении, также не является подтверждением требования, поскольку согласно Конституции РФ ст.27 каждый имеет право выбирать место пребывания и жительства.

Доводы иска о мнимости сделок носят предположительный характер и не основаны на доказательствах.

Приобретя жилой дом по <адрес> в том числе и за счет предоставленной социальной выплаты ответчики Епанян использовали социальную выплату по целевому назначению, перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Суд обращает внимание, что ни сама Программа, ни Порядок предоставления социальной выплаты не содержат каких-либо запретов по срокам отчуждения, распоряжения данным жилым помещением, непосредственном проживании и регистрации в приобретенном доме, покупке дома у родственников и т.д.

Исходя из изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Курского района в интересах Ставропольского края как субъекта Российской Федерации к администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района об отмене решения комиссии по жилищным при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района № 7 от 11.07.2008 г. о признании семьи Епанян Н.В. нуждающейся в жилых помещениях, об отмене постановления главы муниципального образования Курского района № 277 от 15.07.2008 г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Епанян Н.В., об отмене решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края № 9 от 21.07.2008 г. о включении Епанян Н.В. в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы « Социальное развитие села до 2012 г. » оставить без удовлетворения.

Исковые требования прокурора Курского района в интересах Ставропольского края как субъекта Российской Федерации к Епанян НВ, Епанян ВВ, Епанян ГВ, Епанян РВ о взыскании незаконно полученных денежных средств сумме № рублей, из них в пользу бюджета Ставропольского края <данные изъяты> рубль, в пользу федерального бюджета <данные изъяты> рубля оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200