Дело № 2-195/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
06 мая 2011 года ст. Курская
Курский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Цамалаидзе В.В.,
при секретаре Башаевой Д.Х.,
с участием истца помощника прокурора Курского района Ковалёва А. В.,
ответчика (истца) Саркисова В.С.,
представителя ответчика (представителя истца) Саркисова В.С. Цалоевой И. Ю.,
представителя ответчика администрации Муниципального образования
с. Эдиссии Курского района Ставропольского края Саркисяна С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курского района в интересах Российской Федерации и Ставропольского края как субъекта Российской Федерации к Саркисову В.С., Саркисовой А.В., Саркисовой А.В., Саркисову В.В., администрации муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края о признании незаконными и отмене решений комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования села Эдиссия и взыскании незаконно полученных денежных средств и по исковому заявлению Саркисова В.С. администрации Муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Курского района обратился в суд с иском, в котором указал, что аудиторами Счётной палаты Ставропольского края проведена проверка эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского края, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» за 2008-2010 годы. Проведённой Счётной палатой Ставропольского края проверкой установлено, что семья Саркисова В.С. в составе четырех человек в соответствии с постановлениями администрации с.Эдиссия от 05.11.2007 года № 186 принята на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в списки участников мероприятий в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года». Однако, согласно выписке из похозяйственной книги от 06 марта 2009 года Саркисову В.С. принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. До официального оформления права на земельный участок и жилой дом по адресу <адрес>, Саркисов в соответствии с договором купли-продажи от 28 июля 2008 года в рамках ФЦП приобрел и оформил домовладение по адресу <адрес>, <адрес> общей площадью 68, 8 кв.м. Прокурор также указал, что по адресу приобретенного жилья семья Саркисовых никогда не регистрировалась и не проживала. После приобретения домовладения в рамках ФЦП, Саркисов зарегистрировал право собственности на земельный участок и домовладение, расположенные по адресу <адрес>. Кроме того, прокурор в иске указал, что семья Саркисовых произвела отчуждение приобретенного в рамках ФЦП жилья. Эти обстоятельства по мнению прокурора свидетельствуют о необоснованности включения семьи Саркисовых в состав участников ФЦП, незаконности получения ими денежных средств на приобретение жилья в размере 560 тыс. рублей, а также о мнимом характере сделки и неосновательном обогащении, в связи с чем просил взыскать с ответчика указанную сумму.
В ходе судебного разбирательства по делу прокурор свои требования дополнил, в заявлении указал, что постановления, а также решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Муниципального образования <адрес>, на основании которых семья Саркисовых была признана нуждающейся в жилых помещениях, являются незаконными. Так, в обоснование дополнительного требования прокурор указал, что данные решения противоречат требованиям ст.ст.49, 51 ЖК РФ, которые определяют основания для постановки на учет граждан. При постановке на учет семьи Саркиовых не был учтен факт обеспеченности жилой площадью семьи Саркисовых, не исследовался их совокупный доход, при этом семья Саркивовых органом местного самоуправления малоимущими не признавалась. Прокурор полагает, что при указанных обстоятельствах жилищная комиссия при администрации муниципального образования с. Эдиссия неправомерно признала ответчиков нуждающимися в улучшении жилищных условий. В результате чего Минсельхозом Ставропольского края предоставлено семье Саркисовых социальных выплат в сумме 560 тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 320 тыс. рублей. Прокурор Курского района просит признать незаконным и отменить решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования с.Эдиссия № 12 от 05 ноября 2007 года, взыскать с Саркисова В.С., Саркисовой А.В., Саркисовой А.В., Саркисова В.В., в пользу бюджета Ставропольского края незаконно полученные денежные средства в сумме 320 000 рублей, в пользу федерального бюджета денежные средства в сумме 240 000 рублей.
Саркисов В.С. обратился в суд с иском, в котором указал, что администрация муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края отменила вынесенное ранее в отношении него постановление администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края от 05 ноября 2007 года № 186 года «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий», оспорив тем самым его право состоять на указанном учёте. С действиями администрации Муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края он не согласен, поскольку полагает, что право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении на момент вынесения отменённого постановления у него имелось. Саркисов В.С. в установленном порядке представил соответствующее заявление и необходимый пакет документов, подтверждающих правовые основания состоять на указанном учёте. Истец просит признать за ним и его семьей право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также признать постановление администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края от 30 марта 2011 года № 51 «Об отмене п.1 постановления администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края от 05 ноября 2007 года № 186 «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий» незаконным.
Гражданские дела по исковому заявлению прокурора Курского района в интересах Российской Федерации и Ставропольского края как субъекта Российской Федерации к Саркисову В.С., Саркисовой А.В., Саркисовой А.В., Саркисову В.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств и по исковому заявлению Саркисова В.С. к администрации муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края об оспаривании решения органа местного самоуправления объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения в соответствии со ст.151 ГПК РФ.
В судебном заседании истец прокурор Ковалев А. В. исковые требования к Саркисову В.С., Саркисовой А. В., Саркисовой А.В., Саркисову В.В. поддержал, просил их удовлетворить. С исковыми требованиями Саркисова В.С. не согласился, считает их необоснованными, просил в их удовлетворении отказать.
Ответчик (истец) Саркисов В.С., его представитель Цалоева И.Ю., исковые требования к администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края поддержали, просили их удовлетворить. С иском прокурора не согласились, просили оставить его без удовлетворения.
Ответчик Саркисова А.В., являющаяся супругой Саркисова В.С. извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Интересы несовершеннолетних ответчиков Саркисовой А.В., Саркисова В.В., в судебном заседании представлял Саркисов В.С.
Представитель ответчика, администрации Муниципального образования <адрес>, Саркисян С.Р. с иском прокурора не согласился, просил оставить его без удовлетворения. Иск Саркисова В.С. признал, поскольку считает его обоснованным. Саркисян С.Р. суду пояснил, что имелись все основания, определенные ЖК РФ и нормативно-правовыми актами РФ для постановки на учет семьи Саркисовых в качестве нуждающихся в жилом помещении и включении в состав участников ФЦП. Решение об отмене постановления, которым ответчики признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в число участником ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» было отменено администрацией <адрес> по формальным основаниям на основании протеста прокурора.
Третье лицо Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, заявив о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Суду представило мнение, в котором указало, что предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в 2009 году осуществлялось в соответствии с приложением №16 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858 и Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 мая 2009 года №136-п. По мнению Счетной палаты Ставропольского края факты по переходу прав собственности на недвижимое имущество имеют признаки мнимой сделки.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» (далее ФЦП) Правительством РФ разработаны мероприятия для достижения следующих основных целей: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности (далее - Программа).
Одной из основных задач, на которые направлены мероприятия ФЦП является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением администрации муниципального образования <адрес> края от 05 ноября 2007 года № 186 семья Саркисова В.С. в составе 4 человек : супруги - Саркисовой А.В., дочери – Саркисовой А.В., сына Суркисова В.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании <адрес> и включена в состав участников программы (л.д.5).
05 ноября 2007 года на основании решения комиссии по жилищным вопросам № 12 они были включены в список граждан - участников Программы (л.д.56).
Как следует из материалов дела, Саркисов В.С. постоянно проживет в сельской местности и состоит в трудовых отношениях с сельскохозяйственной организацией – СПК «Новатор» (л.д.71).
Так, согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из материалов дела, семья Саркисовых в указанном составе не является собственниками жилых помещений, что подтверждается сведениями Управления Федеральной регистрационной службы Ставропольского края, а также сведениями ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Курского филиала (л.д.57-59, 75-78).
Таким образом, на момент подачи заявления ответчики не являлись собственниками жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
Суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что Саркисовы проживающие в домовладении, принадлежащем Саркисову С.З. являлись членами семьи последнего, и следовательно, были обеспечены жилой площадью.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Как следует из объяснений Саркисова В.С., его семья не вела общее хозяйство с собственником жилого дома. Кроме того, в письменных материалах дела имеется договор найма жилого помещения от 15 мая 2006 года, в котором проживала семья ответчиков, заключенный с собственником жилого помещения – Саркисовым С.З. ( л.д. 6-8). Указанные обстоятельства в своей совокупности опровергают доводы прокурора об обеспеченности семьи Саркисовых собственной жилой площадью.
Утверждение прокурора о том, что администрацией муниципального образования <адрес> при постановке на учет необоснованно не исследовался совокупный доход семьи ответчиков также не основано на законе.
Так, указанная Программа не содержит каких-либо условий относительно исследования дохода участников программы.
В соответствии с п.5 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
Согласно п.4 указанного Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, ссылка прокурора на ст.49 ЖК РФ в рамках возникших спорных правоотношений является необоснованной.
Так, на момент постановки на учет ни Саркисов В.С. ни члены его семьи не являлась нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном. В связи с чем, суд приходит к выводу о законном характере постановки семьи Саркисовых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Сведения из похозяйственной книги о принадлежности Саркисову В.С. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу <адрес>, суд во внимание не принимает, полагая при этом что данные сведения носят условный характер и не могут подтверждать право собственности граждан на недвижимое имущество. Тем более, что сведения об отсутствии зарегистрированного права на недвижимое имущество на момент постановки на учет семьи Саркисовых были подтверждены надлежащим образом органами, ведущими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (п.3 ст.10 ГК РФ).
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При этом гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.1 ГК РФ).
28 июля 2008 года семья Саркисовых приобрела в долевую собственность в рамках указанной федеральной целевой программы жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.82-85), в связи с чем цели ФЦП следует считать достигнутыми.
Суд не может согласиться с доводами прокурора о неосновательном обогащении семьи Саркисовых и получении ими денежных средств за счет государства путем заключения мнимой сделки.
Так, согласно п.1 ст.170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Прокурором не представлено суду ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что сделка купли-продажи, заключенная 28 июля 2008 года между семьей Саркисовых и Саркисянц С.Т. совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
Факт исполнения основных условий указанного договора, в том числе по оплате недвижимости, признается сторонами и не оспаривается.
Отсутствие регистрации по адресу приобретенного жилья также не является обстоятельством, ставящим под сомнение законность заключенной в рамках ФЦП сделки. Регистрация по месту жительства является правом ответчиков, а не обязанностью в свете положений ст. 27 Конституции РФ, согласно которой каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Возникновение и реализация, в том числе и отчуждение, гражданских прав в отношении недвижимого имущества не связаны с актами органов власти, регулирующими порядок регистрации граждан по месту пребывания.
Суд полагает, что деньги, предоставленные семье Саркисовых в виде социальной выплаты, они израсходовали на приобретение жилья надлежащим образом. Закон не содержит запретов на отчуждение купленного за бюджетные средства в рамках ФЦП жилых помещений. При этом, имея правомочие собственника приобретенного имущества по распоряжению им, ответчики имели полное право его реализации, поскольку приобретенное имущество не было обременено правами третьих лиц. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права согласно ст.9 ГК РФ.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора необоснованны, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
Исковые требования Саркисова В.С. в части отмены оспариваемого решения носят законный характер, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что Саркисов В.С. и его семья обоснованно поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включены в состав участников программы, отмена принятого органом местного самоуправления решения в этой части не может считаться законной.
Как следует из пояснений представителя администрации муниципального образования <адрес>, Саркисяна С.Р., постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене п.1 постановления администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края от 05.11.2007 года № 186 «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий» было принято формально, в связи с принесенным протестом прокурора Курского района от 21.03.2011 года.
Суд отмечает, что обжалуемое постановление, а также указанный протест прокурора были приняты после возникновения жилищных прав ответчиков, в связи с чем оспаривание этих прав возможно только в судебном порядке.
Так, часть 1 статьи 3 ГПК РФ определяет, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В тоже время требование Саркисова В.С. о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении суд не может удовлетворить, поскольку оно было уже реализовано в установленном законом порядке.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Курского района в интересах Российской Федерации и Ставропольского края как субъекта Российской Федерации к Саркисову В.С., Саркисовой А.В., Саркисовой А.В., Саркисову В.В., администрации муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края о взыскании незаконно полученных денежных средств и оспаривании решения комиссии по жилищным вопросам оставить без удовлетворения.
Иск Саркисова В.С. к администрации муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить частично.
Признать постановление администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края от 30 марта 2011 года № 51 «Об отмене п.1 постановления администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края от 05.11.2007 года № 186 «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий» незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края постановление администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края от 30 марта 2011 года № 51 «Об отмене п.1 постановления администрации муниципального образования с.Эдиссия Курского района Ставропольского края от 05.11.2007 года № 186 «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий» отменить.
В остальной части иск Саркисова В.С. к администрации муниципального образования села Эдиссия Курского района Ставропольского края о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий: