Дело № 2-400/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ст. Курская 22 июня 2011 года Курский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Панишенко Е.А., при секретаре Амирове О.И. с участием пом. прокурора Курского района Козырева Е.Н., действующего в интересах Слызченко С.А., Слызченко С.А. представителя ответчика Самаркина А.Ю., действующего по доверенности рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст. Курской гражданское дело по иску прокурора Курского района в интересах Слызченко СА к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о предоставлении денежных средств на приобретение или строительства жилья, у с т а н о в и л: Прокурор Курского района Ставропольского края обратился в суд с иском в интересах Слызченко С.А. к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о предоставлении денежных средств последнему на приобретение или строительства жилья, ссылаясь на то, что Слызченко С.А. являлся воспитанником детского дома и находился на полном государственном обеспечении, закрепленного жилья не имел. На основании постановления главы администрации Полтавского сельсовета Курского района № 31 от 05.05.2003 года за Слызченко С.А. закреплено право на получение жилья при достижении совершеннолетия. 28.08.2009 года Слызченко С.А. обратился к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в связи с тем, что он является гражданином со статусом сироты и не имеет закрепленного жилья. Однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено, что является грубым нарушением жилищного законодательства и Федерального закона № 159 –ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с чем просит обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Слызченко С.А. 29.12.1989 года рождения денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В судебном заседании помощник прокурора Курского района, действующий в интересах Слызченко С.А. исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске. Слызченко С.А. иск поддержал, суду пояснил, что является сиротой, не смотря на поданное в 2009 г. заявление о предоставлении жилого помещения, последнее ему до настоящего времени не предоставлено. Представитель ответчика администрации Курского муниципального района Ставропольского края Самаркин А.Ю. иск не признал, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком по делу. Самаркин А.Ю. суду пояснил, что в соответствии с законодательством, администрация Курского муниципального района Ставропольского края отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств находящихся в её распоряжении. Главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а так же находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотренных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Слызченко как сирота стоит на учете по предоставлению вне очереди жилья. Третье лицо, Министерство образования Ставропольского края надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, дело просило рассмотреть в свое отсутствие, указав в письменном мнении со ссылкой на законы о обоснованности требований прокурора. Третье лицо, Министерство финансов Ставропольского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, дело просило рассмотреть в свое отсутствие. В письменном мнении по существу иска возражений не имеет, однако считает, что при удовлетворении требований прокурора повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставления жилья с более раннего периода, поскольку законом не предусмотрен срок, в течении которого лицу должно быть предоставлено жилое помещения с момента возникновения у него права на внеочередное получения жилья, а решение должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки. Привлеченные в качестве третьего лица Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, дело просило рассмотреть в свое отсутствие, указав в письменном мнении, что в соответствии с Порядком предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. За счет бюджета Ставропольского края в 2011 году на обеспечение жильем лиц вышеуказанной категории уже выделено 10871470 рублей. В соответствии с законодательством Ставропольского края, органы местного самоуправления несут ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий. Считают, что администрацией Курского муниципального района Ставропольского края не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильем детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Слызченко С.А. согласно свидетельства о рождении родился ДД.ММ.ГГГГ. Его отец на основании решения Курского районного суда Ставропольского края от 24.03.2004 года лишен родительских прав, мать Слызченко Т.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 9, 13, 14). Согласно постановления Главы Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края № 31 от 05.05.2003 года Слызченко С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, был передан в учреждение общественного воспитания, с сохранением права на получение жилья при достижении совершеннолетия (л.д. 15). По смыслу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1ст. 38 Конституции РФ) Конкретные меры социальной поддержки семьи и детства в соответствии ч. 2, ч. 3 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Исходя из содержания п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из обшей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Из смысла ст.6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. В соответствии ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края. В силу ст. 12 Закона Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 года органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. 28.08.2009 года Слызченко С.А. обратился с заявлением к начальнику отдела образования Курского муниципального района по поводу предоставления ему жилого помещения в связи с тем, что является гражданином со статусом сирота и не имеет закрепленного жилья, как сирота стоит на учете по предоставлению вне очереди жилья. Согласно представленной информации из ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Курский филиал Ставропольского края, Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности Слызченко С.А. на недвижимое имуществ, в том числе жилое помещение не зарегистрировано. Дипломом Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Региональный многопрофильный колледж» выданного 23.06.2009 года подтверждается окончание Слызченко С.А. образовательного учреждения в РФ, что в соответствии ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает ему право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по его выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из обшей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. На основании вышеизложенного суд считает, что Слызченко С. А. обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проживающих на территории Курского района, не имеющих закрепленного жилого помещения. Ссылку Министерства финансов Ставропольского края о том, что при удовлетворении требований прокурора повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставления жилья с более раннего периода, поскольку законом не предусмотрен срок, в течении которого лицу должно быть предоставлено жилое помещения с момента возникновения у него права на внеочередное получения жилья, а решение должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки, суд признает не состоятельной, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением ( субсидий) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Так же не состоятельной суд признает ссылку ответчика о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку из исходя из смысла Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилого помещения детям- сиротам и детям оставшимся без попечения родителей. На основании вышеизложенного суд находит требования прокурора законными и обоснованными. Руководствуясь ст. ст. 193- 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Курского района в интересах Слызченко СА к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о предоставлении денежных средств на приобретение или строительства жилья удовлетворить. Обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Слызченко СА ДД.ММ.ГГГГ года рождения денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Решение может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме. Председательствующий