Дело № 2-375/2011 решение от 08.07.2011 года по исковому заявлению прокурора Курского района в интересах Захаровой В.В. к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о предоставлении жилья



Дело № 2-375/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

08 июля 2011 года ст. Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Цамалаидзе В.В.,

с участием истца прокурора Ковалева А.В.,

истца Захаровой В.В.,

представителя ответчика Самаркина А. Ю.,

при секретаре Башаевой Д.Х.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курского района Ставропольского края, действующего в интересах Захаровой В.В., к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Курского района обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Захарова В.В. на основании решения Полтавского сельсовета Курского района от 03.07.1995 года опекуном над несовершеннолетней Захаровой В.В. назначена Цыпченко Л.Г. 07.04.2010 года Захарова В.В. обратилась к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в связи с тем, что она является гражданином со статусом сироты и не имеет закреплённого жилья. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что является грубым нарушением Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Прокурор Курского района просит обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Захаровой В.В., 24.08.1989 года рождения, денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В судебном заседании прокурор Ковалев А.В., действующий в интересах Захаровой В.В., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Истец Захарова В.В. иск поддержала, суду пояснила, что является сиротой. В апреле 2010 года ею было подано заявление начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района о предоставлении жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Представитель ответчика администрации Курского муниципального района Ставропольского края Самаркин А.Ю. иск не признал, суду пояснил, что в соответствии с законодательством администрация Курского муниципального района Ставропольского края отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств, находящихся в её распоряжении. Главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотренных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Захарова В.В. как сирота состоит на учете по предоставлению жилья вне очереди.

Третье лицо Министерство образования Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило письменный отзыв, в котором указало, что не возражает против доводов, изложенных в исковом заявлении, и считает, что требования, указанные в исковом заявлении подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7 - КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120 - кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению субсидии за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2006 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Статья 12 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120 - кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных указанным Законом отдельных государственных полномочий были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Также указало, что уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо Министерство финансов Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило письменный отзыв, в котором указало, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее именуемые дети - сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 7 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приёмной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинский частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоявших на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуна (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Также указало, что уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края наделены в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также являются распорядителями бюджетных средств, выделенных на указанные цели. Министерство финансов Ставропольского края считает, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые также имеют право на внеочередное предоставления жилья с более раннего периода, поскольку законом не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещения с момента возникновения у него права на внеочередное получения жилья, а решение должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки, в связи с чем, просило в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. В представленном ходатайстве Министерство финансов Ставропольского края просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило возражение, в котором указало, что в соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с Порядком предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребёнка сироты на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении за счёт средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. В 2011 году за счет бюджета Ставропольского края Курскому муниципальному району Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями лиц вышеуказанной категории выделено 10871470 рублей. В соответствии с законодательством Ставропольского края органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий. Считает, что администрацией Курского муниципального района Ставропольского края не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Захарова В.В. родилась 24 августа 1989 года в ст. Курской Курского района Ставропольского края. Родителями Захаровой В.В. являлись Захаров В.Г. и Бенгардт И.Ф., что подтверждается свидетельством о рождении истца (л.д. 8).

Истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Согласно свидетельству о смерти, отец истца – Захаров В.Г., умер 19.07.1993 года (л.д.15), а мать –Захарова И.Ф. по решению Курского районного суда Ставропольского края от 29 июня 1995 года лишена родительских прав (л.д.14).

По решению Полтавского сельского совета от 03 июля 1995 года несовершеннолетней Захаровой В.В., 24 августа 1989 года рождения был назначен опекун, в лице Цыпченко Л.Г. (л.д. 13).

Согласно ст.ст. 7, 38 Конституции РФ в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, а также материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жило­го помещения, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещения­ми.

Исходя из содержания п. 1 ст. 8 вышеназванного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на жилое помещение, также установлены законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из обшей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Из смысла ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края.

В соответствии ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края.

Судом установлено, что Захарова В.В. 07 апреля 2010 года обратилась с заявлением к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района по поводу предоставления ей жилого помещения в связи с тем, что она является гражданином со статусом сироты и не имеет закреплённого жилья (л.д. 6).

Как следует из книги учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья, Захарова В.В. была поставлена на учёт, однако жилое помещение ей не приобретено (л.д. 50-57). Данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика.

Согласно представленной информации из Курского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация», Курского отдела Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, право собственности Захаровой В.В. на недвижимое имущество, в том числе жилое помещение не зарегистрировано (л.д.9,11).

Как следует из справки, выданной администрацией муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, что Захарова В.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д.10).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Захарова В.В. в 2010 году окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Будённовкий медицинский колледж» по специальности «сестринское дело», о чем свидетельствует диплом о среднем профессиональном образовании, выданный в 2010 году Будённовским медицинским колледжем (л.д. 62).

На основании вышеизложенного суд считает, что Захарова В.В. обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Ссылку Министерства финансов Ставропольского края о том, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку законом не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получения жилья, а решение должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки, суд признает не состоятельной, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением (субсидий) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Также не состоятельной суд признает ссылку ответчика о том, что администрация Курского муниципального района Ставропольского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах с учетом письменных доказательств, имеющихся в деле, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований возникновения у ФИО1 права на предоставление ей жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Курского района Ставропольского края, в действующего в интересах Захаровой В.В., к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Захаровой В.в., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200