Дело № 2-584/2011 решение от 26.08.2011 года по исковому заявлению Рыкуш Е. А. к УТИСЗН АКМР СК о перерасчёте ежемесячной денежной компенсации и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью



Дело № 2-584/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2011 года ст. Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Миронюка С.Н.,

при секретаре Маркаровой К. В.,

с участием истца Рыкуша Е. А.,

представителя ответчика Лихтарёвой Ж. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст. Курской гражданское дело по исковому заявлению Рыкуш Е. А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края о перерасчёте ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Рыкуш Е. А. обратился в суд с иском, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ он, как военнообязанный - рядовой запаса, по повестке военного комиссариата, со ссылкой на Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» был призван на учебные сборы, зачислен в штат войсковой части 55064 Министерства Обороны СССР полка химзащиты и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к участию в ликвидации техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Работы им выполнялись в 3-ей зоне опасности, которая является внутренним делением 30-ти км. зоны, получил дозу облучения 20,18 рентген, что составляет более 66 Бэр. В результате воздействия ионизирующего излучения и других вредных производственных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у истца наступило ухудшение здоровья, ДД.ММ.ГГГГ после освидетельствования во ВТЭК был признан инвалидом 2-й группы с 80% степенью утраты профессиональной трудоспособности с формулировкой «заболевание связанно с работами по ликвидации последствий аварией на Чернобыльской АЭС». С последующими переосвидетельствованиями состояния здоровья, группа инвалидности ДД.ММ.ГГГГ 2-я с 80% степенью утраты трудоспособности, группа инвалидности ДД.ММ.ГГГГ 2-я бессрочно «нетрудоспособен даже в специально созданных условиях», ДД.ММ.ГГГГ - степень утраты трудоспособности 80% бессрочно. Истец считает, что Управлением труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района первоначально неверно исчислена сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Базовым чернобыльским законом ему самому, как инвалиду, предоставлялось право выбора более благоприятного варианта для исчисления ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью: в этом случае мог быть применен порядок исчисления из заработка 12 месяцев, предшествующих полученному увечью, либо в размере семикратного минимального размера оплаты труда на момент участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с применением к каждому из вариантов всех повышающих коэффициентов в связи с повышением стоимости жизни, чего не было предпринято ответчиком, а также можно было применить заработок 12-ти месяцев, предшествующих стойкой утрате трудоспособности (установлению инвалидности), применив к нему также все повышающие коэффициенты. При этом, ответчик первоначально самостоятельно применил вариант расчета из заработка 7-ми кратного МРОТ на момент стойкой утраты трудоспособности и установлению инвалидности, не применив в расчетах принцип индексации, не разъяснил истцу о дальнейших возможных вариантах по выплатам ВВЗ. В середине февраля 2001 года всех «чернобыльцев», в том числе и его вызвали в Управление труда и социальной защиты населения Ставропольского края, где предоставили для подписания заранее заготовленный бланк заявления с текстом, в котором от его имени содержалась просьба о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии с ФЗ № 5 от 12.02.2001 года. Все, в том числе и он, подписали выданный бланк заявления и сдали ответчику для работы. В Управлении объяснили, что сумма возмещения вреда здоровью будет увеличена, а на сколько, за счет чего, не было объяснено. При подписании заявления его никто не ознакомил с самим Федеральным законом № 5 от 12 февраля 2001 года, и не разъяснил право выбора получать сумму возмещения вреда здоровью, исходя из фиксированной суммы или из заработка на период страхового случая: в период получения увечья, либо в период стойкой утраты профессиональной трудоспособности, установлению при этом инвалидности. О данном праве он впервые услышал только в настоящее время Когда истец подписывал указанное заявление, никто из работников Управления ему не разъяснил о возможности индексации установленной суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из роста величины прожиточного минимума. Более того, ответчик, наделенный обязанностью по совершению данных действий, не исполнял их надлежащим образом, в связи с чем истец получал на протяжении многих лет мизерную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. В настоящее время истец считает, что ежемесячные суммы денежной компенсации в ВВЗ, выплачиваемые ответчиком, резко занижены, не отвечают ущербу, нанесенному его здоровью вследствие выполняемых работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы во исполнение правительственного задания, которое выполнял по призыву государственного органа военного комиссариата, считает, что они должны быть пересчитаны с применением всех повышающих коэффициентов к фиксированной сумме ВВЗ, назначенной и выплачиваемой ответчиком ему в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ. Истец просит обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно выплачивать ему за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС <данные изъяты> с последующей её индексацией в установленном законом порядке; взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края единовременно в его пользу за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Рыкуш Е. А. исковые требования увеличил, просил обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно выплачивать ему за счёт средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС <данные изъяты> с последующей её индексацией в установленном законом порядке; взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края единовременно в его пользу за счёт средств федерального бюджета в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученные ежемесячные суммы в размере <данные изъяты>.

Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края Лихтарева Ж. В. иск Рыкуша Е. А. с учетом увеличения размера исковых требований признала в полном объёме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым иск Рыкуша Е. А. удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что истец Рыкуш Е. А. призывался на специальные сборы Курским РВК Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе в/ч 55064 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, полученная доза облучения 20,18 р, что подтверждается военным билетом, справкой отдела Военного комиссариата Ставропольского края по Курскому району (л.д. 13-14, 16).

При выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у Рыкуша Е. А. наступило ухудшение состояния здоровья и с 1994 года он признан инвалидом 2 группы с 80 % степенью утраты трудоспособности, в настоящее время истец является инвалидом 2 группы с 80 % степенью утраты трудоспособности бессрочно, что подтверждается удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом (л.д. 15), выписками из акта освидетельствования во ВТЭК (л.д. 17-18), выпиской из акта освидетельствования в БЮРО МСЭК (л.д. 20), выписками из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы (л.д. 19, 21), справкой серии МСЭ-2006 (л.д. 22).

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам-чернобыльцам гарантируется возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), опредялемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками своих трудовых обязанностей.

Согласно разъяснению, данному в Постановлении Минтруда от 01.06.1999 года № 10, лицам, признанным инвалидами с причиной инвалидности "увечье связано с аварией на ЧАЭС", выполнявшим работы непосредственно на аварийном блоке в третьей зоне опасности в 1986 году и имеющим документальное подтверждение о выполнении этих работ, заработок для исчисления сумм в возмещение вреда, по их желанию, может определяться в порядке установленном для лиц, признанных профбольными.

В п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Исходя из названных норм, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду, данная правовая позиция изложена в п. п. 10, 11 Постановления Пленума ВС РФ № 35 14.12.2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15мая1991года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", начиная с 29 мая 2004 года, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Данная правовая позиция изложена в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 35 14.12.2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Расчеты сумм, представленные истцом с учётом увеличения размера исковых требований, суд признает правильными и обоснованными, а требование о перерасчёте ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью законным.

В судебном заседании представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края Лихтарева Ж. В. иск Рыкуша Е. А. с учетом увеличения размера исковых требований признала в полном объёме.

Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Признание представителем ответчика Лихтаревой Ж. В. иска не нарушает ни чьих прав и законных интересов, и поэтому суд принимает признание иска ответчиком.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Рыкуш Е. А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края о перерасчёте ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью удовлетворить.

Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно выплачивать Рыкуш Е. А. за счёт средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС <данные изъяты> с последующей её индексацией в установленном законом порядке.

Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края единовременно в пользу Рыкуш Е. А. за счёт средств федерального бюджета в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученные ежемесячные суммы в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200