Дело № 2-577/2011 решение от 30.08.2011 года по исковому заявлению Топчило М. В. к администрации Ростовановского сельсовета Курского района СК о признании права состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-577/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года ст. Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Миронюка С.Н.,

при секретаре Маркаровой К. В.,

с участием представителей истца Абраменко Л. П., Цалоевой И. Ю.,

представителя ответчика Балацкой Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Топчило М. В. к администрации Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края о признании права состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Топчило М. В. обратилась в суд с иском, в котором указала, что является ветераном Великой Отечественной войны, а также вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны. Имея намерение улучшить свои жилищные условия, она обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке, определенном законом, предоставив для этого необходимый пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края вынесла решение за об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что она, по мнению ответчика, намеренно ухудшила свои жилищные условия. Истец полагает, что указанным решением оспорено ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. С указанными действиями ответчика Топчило М. В. не согласна, поскольку полагает, что право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении у нее имеется, свои жилищные условия она не ухудшала, она в установленном законом порядке предоставила ответчику соответствующее заявление и необходимый пакет документов, подтверждающих правовые основания состоять на указанном учете, и на момент постановки ее на учет не являлась нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения. Истец также указала, что раннее она проживала в домовладении своей дочери, однако они не вели общее хозяйство, поскольку у истца имеется самостоятельный источник средств к существованию - пенсия, которой ее вполне достаточно для обеспечения продуктами питания, а также необходимыми условиями для жизни. В мае 2011 года истец по семейным обстоятельствам ушла от дочери проживать в другое жилое помещение, нанимателем которого она является по договору. Истец просит признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за , вынесенное в отношении нее, отменить.

Истец Топчило М. В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представители истца Топчило М.В. Абраменко Л.П., Цалоева И.Ю. иск поддержали, просили суд его удовлетворить на указанных в нем основаниях.

Представитель ответчика администрации Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края Балацкая Е. В. иск не признала, суду пояснила, что истец за 2 месяца до подачи заявления изменила место регистрации, чем ухудшила свои жилищные условия. В соответствии с п. 3 ст. 54 ЖК РФ Топчило М. В. было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам при администрации Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края вынесла решение за об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, причиной отказа послужили выводы названной комиссии о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий на основании п. 3 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 18).

Истец является ветераном Великой Отечественной войны, а также вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны (л.д. 7).

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", вступивший в силу с 1 января 1995 года, устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах".

Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 года N 135-ФЗ - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Согласно редакции Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В 2008 году на уровне политического руководства государства принято решение закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет нуждающихся в получении жилых помещений до 1 марта 2005 года. В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", которым поставлена задача до 1 мая 2010 года завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

Чуть позже в целях финансового обеспечения решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 122-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 135-ФЗ увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации должен определяться объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан, определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильём отсутствует.

Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.

Согласно данному Указу Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Так же в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" внесены изменения, исключены из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.".

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Так, ст. 51 ЖК РФ определяет, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Судом установлено, что раннее истец проживала в домовладении своей дочери, однако они не вели общее хозяйство, поскольку у Топчило М.В. имеется самостоятельный источник средств к существованию, достаточный для обеспечения продуктами питания, а также необходимыми условиями для жизни.

Круг членов семьи достаточно четко определен СК РФ. Так, по смыслу положений ст. 2 СК РФ членами семьи законодательно признаются супруги, родители и дети. В исключительных случаях членами семьи могут признаваться и иные граждане, постоянно проживающие с собственником жилого помещения и ведущие совместное хозяйство. Однако, такое признание отнесено к исключительной компетенции суда.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Кроме того, судом также было установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения комиссии истец являлась нанимателем жилого помещения по договору найма (л.д.29-30).

Как следует из материалов дела Топчило М.В. не является собственницей жилых помещений, что подтверждается сведениями Курского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, а также сведениями Курского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» (л.д.51, 53).

Суд не может согласиться с доводами ответчика о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, поскольку, проживая в домовладении, принадлежащем Абраменко Л.П., Топчило М.В. не являлась членом семьи последней.

Указанное выше свидетельствует о том, что на момент обращения истца с заявлением к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Топчило М.В. не являлась нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственницей жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном. В связи с чем, суд приходит к выводу о законном характере исковых требований Топчило М.В. о признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Топчило М. В. к администрации Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить.

Признать за Топчило М. В. право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Ростовановского сельсовета Курского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за , вынесенное в отношении Топчило М. В., отменить.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200