Дело № 2-579/2011 решение от 26.08.2011 года по исковому заявлению Маюченко Н. Д. к УТИСЗН АКМРСК о вызскании недополученных денежных сумм в возмещение вреда здоровью



Дело № 2-579/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2011 года ст. Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Миронюка С.Н.,

при секретаре Маркаровой К. В.,

с участием представителя истца Маюченко Л. Г.,

представителя ответчика Лихтарёвой Ж. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст. Курской гражданское дело по исковому заявлению Маюченко Н. Д. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края о взыскании недополученных денежных сумм в возмещении вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Маюченко Н. Д. обратился в суд с иском, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ он, как военнообязанный - рядовой запаса, по повестке военного комиссариата со ссылкой на Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» был призван на учебные сборы, зачислен в штат войсковой части 75222 Министерства Обороны СССР и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к участию в ликвидации техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Работы им выполнялись в 3-ей зоне опасности, которая является внутренним делением 30-ти км. зоны, получил дозу облучения 9,468 Бэр. В результате воздействия ионизирующего излучения и других вредных производственных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у него наступило ухудшение состояния здоровья и ДД.ММ.ГГГГ после освидетельствования во ВТЭК он был признан инвалидом 3-й группы с 50% -й степенью утраты профессиональной трудоспособности с формулировкой «заболевание связанно с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» с последующими переосвидетельствованиями состояния здоровья. 03.10 2001 года признан инвалидом 2-й группы с 80% степенью утраты трудоспособности, ДД.ММ.ГГГГ - 1-й группы с 80% степенью утраты трудоспособности бессрочно. С июня 2011 года утрата профессиональной трудоспособности составляет 100%. Истец считает, что Управлением труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района первоначально неверно исчислена сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Базовым чернобыльским законом ему самому, как инвалиду, предоставлялось право выбора более благоприятного варианта для исчисления ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью: в этом случае мог быть применен порядок исчисления из заработка 12 месяцев, предшествующих полученному увечью, либо в размере семикратного минимального размера оплаты труда на момент участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с применением к каждому из вариантов всех повышающих коэффициентов в связи с повышением стоимости жизни, чего не было предпринято ответчиком, а также можно было применить заработок 12-ти месяцев, предшествующих стойкой утрате трудоспособности (установлению инвалидности), применив к нему также все повышающие коэффициенты. При этом, ответчик самостоятельно применил вариант расчета из заработка 7-ми кратного МРОТ на момент стойкой утраты трудоспособности и установлению инвалидности, не применив в расчетах принцип индексации, не разъяснил ему о дальнейших возможных вариантах перерасчетов по выплатам ВВЗ. В середине февраля 2001 года всех «чернобыльцев», в том числе и его, вызвали в Управление труда и социальной защиты населения по месту проживания в Ставропольском крае, где предоставили для подписания заранее заготовленный бланк заявления с текстом, в котором от его имени содержалась просьба о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии с ФЗ № 5 от 12.02.2001 года. Все, в том числе и он, подписали выданный бланк заявления и сдали ответчику для работы. В Управлении только объяснили, что сумма возмещения вреда здоровью будет увеличена, а на сколько, за счет чего, не было объяснено. В заявлении он не просил назначить ему сумму возмещения вреда здоровью в размере фиксированной суммы, в предоставленном для подписания заявлении эта сумма не была указана. При подписании заявления его никто не ознакомил с самим Федеральным законом № 5 от 12 февраля 2001 года, и не разъяснил право выбора получать сумму возмещения вреда здоровью, исходя из фиксированной суммы или из заработка на период страхового случая: в период получения увечья либо в период стойкой утраты профессиональной трудоспособности, установлению при этом инвалидности. О данном праве истец впервые услышал только в настоящее время. Когда истец подписывал указанное заявление, никто из работников Управления не разъяснил ему о возможности индексации установленной суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из заработка на два МРОТ. Более того, ответчик, наделенный обязанностью по совершению данных действий, не исполнял их надлежащим образом, суммы не индексировались, либо индексировались несвоевременно и не должным образом. Ему на 2001 год с учетом порядка индексации, примененного в соответствии с действующими нормами законов, была положена компенсация с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ года - <данные изъяты>, что не превышает сумму ежемесячных страховых выплат, установленную ФЗ № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. По вине сотрудников ответчика истец был введен в заблуждение о реально положенных ему суммах выплат в ВВЗ, что свидетельствует о противоречии их действий нормам действующего законодательства. Временем причинения ущерба здоровью (увечья) является последний день работы истца на ЧАЭС, в данном случае ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края единовременно в его пользу за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Маюченко Н. Д., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании представитель истца Маюченко Н. Д. Маюченко Л. Г. исковые требования уменьшила, просила взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края единовременно в пользу Маюченко Н. Д. за счёт средств федерального бюджета в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученные ежемесячные суммы в размере <данные изъяты>.

Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края Лихтарева Ж. В. иск Маюченко Н. Д. с учетом уменьшения размера исковых требований признала в полном объёме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым иск Маюченко Н. Д. удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что истец Маюченко Н. Д. проходил спец. сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при в/ч 75222 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Получил дозу облучения 9,468 БЭР. Маюченко Н. Д. был призван на спец. Сборы Курским РВК Ставропольского края, что подтверждается военным билетом, справкой отдела Военного комиссариата Ставропольского края по Курскому району (л.д. 15-16, 18).

При выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у Маюченко Н. Д. наступило ухудшение состояния здоровья и с 1996 года он признан инвалидом 3 группы с 50 % степенью утраты трудоспособности, в настоящее время истец является инвалидом 1 группы со 100 % степенью утратой трудоспособности бессрочно, что подтверждается удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом (л.д. 17), выписками из акта освидетельствования во ВТЭК (л.д. 20-22), выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы (л.д. 23), справкой серии МСЭ-2007 (л.д. 24), выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом (л.д. 25).

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам-чернобыльцам гарантируется возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), опредялемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками своих трудовых обязанностей.

Согласно разъяснению, данному в Постановлении Минтруда от 01.06.1999 года № 10, лицам, признанным инвалидами с причиной инвалидности "увечье связано с аварией на ЧАЭС", выполнявшим работы непосредственно на аварийном блоке в третьей зоне опасности в 1986 году и имеющим документальное подтверждение о выполнении этих работ, заработок для исчисления сумм в возмещение вреда, по их желанию, может определяться в порядке установленном для лиц, признанных профбольными.

В п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Исходя из названных норм, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду, данная правовая позиция изложена в п. п. 10, 11 Постановления Пленума ВС РФ № 35 14.12.2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15мая1991года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", начиная с 29 мая 2004 года, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Данная правовая позиция изложена в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 35 14.12.2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Расчеты сумм, представленные истцом с учётом уменьшения исковых требований, суд признает правильными и обоснованными, а требование о взыскании недополученных денежных сумм в возмещении вреда здоровью законным.

В судебном заседании представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края Лихтарева Ж. В. иск Маюченко Н. Д. с учетом уменьшения размера исковых требований признала в полном объёме.

Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Признание представителем ответчика Лихтаревой Ж. В. иска не нарушает ни чьих прав и законных интересов, и поэтому суд принимает признание иска ответчиком.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Маюченко Н. Д. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края о взыскании недополученных денежных сумм в возмещении вреда здоровью удовлетворить.

Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края единовременно в пользу Маюченко Н. Д. за счёт средств федерального бюджета в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученные ежемесячные суммы в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200