Дело № 2-581/2011 решение от 01.09.2011 года по исковому заявлению Питецкого Т. Г. к администрации МО Курского сельсовета Курского района СК о признания действия об отказе в постановке на учёт незаконным



Дело № 2-581/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 сентября 2011 года ст. Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Миронюка С.Н.,

при секретаре Маркаровой К. В.,

с участием представителя истца Заргаровой Г. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Питецкий Т. Г. к администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края о признании действия администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края об отказе в постановке Питецкий Т. Г. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Питецкий Т. Г. обратился в суд с иском, в котором указал, что он является ветераном Великой Отечественной войны. В июне 2011 года он обратился в администрацию Курского сельсовета Ставропольского края с заявлением о включении его в списки очередников по улучшению своих жилищных условий и предоставлении ему жилья как инвалиду и участнику Великой Отечественной Войны. Однако администрацией Курского сельсовета Ставропольского края было отказано в удовлетворении заявления с письменным извещением заявителя. Поводом отказа послужила представленная выписка из Единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ прекращено его право на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ указывает на намерение приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. Должностными лицами администрации Курского сельсовета Курского района Ставропольского края не приняты во внимание те обстоятельства, что он является инвалидом 2-ой группы, в связи с чем, вынужден принимать дорогостоящие медицинские препараты. В 2010 году ему в очередной раз требовалось принятие дорогих медицинских препаратов (химиотерапия). В связи с отсутствием денежных средств для оплаты лечения ДД.ММ.ГГГГ он совершил сделку купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности частного дома с К. Истец просит признать действия администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края об отказе в постановке на учет его инвалида и ветерана Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными, обязать администрацию муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края поставить его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец Питецкий Т. Г., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Питецкого Т. Г. Заргарова Г. С. исковые требования уточнила, просила отменить решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Питецкий Т. Г. в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья; признать за Питецкий Т. Г. право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Ответчик, администрация муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в представленном отзыве указал, что согласно представленным Питецкий Т. Г. документам он проживает в жилом доме общей площадью 83,3 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>. Дом принадлежит на праве собственности К. Питецкий Т. Г. не является собственником жилого помещения и членом семьи собственника жилого помещения. Из представленной выписки из Единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ прекращено его право на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ указывает на намерение приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. Также администрация муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края вынесла решение об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья, причиной отказа послужили выводы названной комиссии о том, что Питецкий Т. Г., имея намерение приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, произвёл отчуждение принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества на основании ст. 53 ЖК РФ (л.д. 10).

Истец является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы (л.д. 8).

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", вступивший в силу с 1 января 1995 года, устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах".

Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 года N 135-ФЗ - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Согласно редакции Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до вступления в силу указанных изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В 2008 году на уровне политического руководства государства принято решение закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет нуждающихся в получении жилых помещений до 1 марта 2005 года. В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", которым поставлена задача до 1 мая 2010 года завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

В целях финансового обеспечения решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 122-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 135-ФЗ увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации должен определяться объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ подлежат обеспечению жильём, как иные категории граждан, определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильём отсутствует.

Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.

Согласно данному Указу Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Так же в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" внесены изменения, исключены из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.".

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Так, ст. 51 ЖК РФ определяет, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Судом установлено, что истец проживает в домовладении, расположенном по адресу: ст. Курская, ул. Калинина, 97, принадлежащем Калмышову А. Н., при этом Питецкий Т. Г. не является членом семьи последнего.

Как следует из материалов дела Питецкий Т. Г. не является собственником жилых помещений, что подтверждается сведениями Курского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (л.д. 32, 33).

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно справке о состоянии здоровья Питецкий Т. Г. состоит на учете в Курской райполиклинике у врача онколога с диагнозом рак кожи носа клиническая группа 3 (л.д. 58). Также согласно представленных медицинских документов ДД.ММ.ГГГГ Военно-врачебной комиссией Питецкий Т. Г. признан негодным к военной службе с исключением с учёта в связи с получением военной травмы (л.д. 59-60).

В 2010 году Питецкому Т. Г. в очередной раз требовалось принятие дорогих медицинских препаратов. В связи с отсутствием денежных средств для оплаты лечения. ДД.ММ.ГГГГ он совершил сделку купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности частного дома с К.

Таким образом, поводом для продажи Питецким Т. Г. дома явились вынужденные жизненные обстоятельства. Намерений с его стороны продать дом с целью включения его в списки очередников по улучшению своих жилищных условий судом не установлено.

Кроме того, истец проданный им дом от государства по социальному найму не получал, поэтому положения статьи 53 ЖК РФ, устанавливающие временной ценз продолжительностью в пять лет со времени отчуждения жилой площади, после чего он мог быть признан нуждающимся в жилом помещении, на него распространяться не могут.

Указанное выше свидетельствует о том, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Питецкий Т. Г. не являлся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном. В связи с чем, суд приходит к выводу о законном характере исковых требований Питецкого Т. Г..

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Питецкий Т. Г. к администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края об отмене решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края об отказе Питецкий Т. Г. в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить.

Решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Питецкий Т. Г. в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья отменить.

Признать за Питецкий Т. Г. право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200