Дело № 2-502/2011 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 19 августа 2011 года ст. Курская Курский районный суда Ставропольского края в составе председательствующего судьи Цамалаидзе В.В., при секретаре Башаевой Д.Х., с участием истца Восканова Ю.А., представителя ответчика Шапаваловой Л.Н., рассмотрев в предварительном судебном заседании в ст. Курской гражданское дело по заявлению Восканова Ю.А. об обжаловании действий жилищной комиссии ФБУ ИК № 6 УФСИН России по Ставропольскому краю, У С Т А Н О В И Л : В исковом заявлении Васканов Ю.А. указал, что проходил службу в должности инспектора отдела безопасности исправительной колонии № 6 УИН РФ по СК и был уволен 28 апреля 2005 года по причине ограниченного состояния здоровья. В период прохождения службы, а именно 20 мая 2002 года он обратился в администрацию учреждения с заявлением о принятии его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья. После обследования жилищных условий, комиссией было установлено, что он не имеет собственного жилья и нуждается в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 20 мая 2002 года решением жилищной комиссии учреждения ИК – 6 он был поставлен на соответствующий учет. 12 октября 2004 года той же комиссией было принято решение о включении в состав семьи его супруги Воскановой М.Р., а 24 апреля 2007 года и его тещи Шаиновой И.Б.. Таким образом, истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе их трех человек. 31 марта 2010 г. при очередной проверке жилищных условий комиссия сохранила право истца на улучшение жилищных условий. Однако, в октябре 2010 года ему стало известно, об исключении из числа очередников. Такое решение, ответчиком ФБУ ИК-6 УФСИН РФ по СК было принято без его участия. О причинах исключения сообщили в устном порядке, ссылкой на то что, он не правомерно был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку был зарегистрирован по месту постоянного проживания в г. Моздоке РСО-Алания по ул. Крупнова, 3, то есть за пределами Курского муниципального района. Действия жилищной комиссии ФБУ ИК – 6 УФСИН РФ по СК Васканов Ю.А. считает незаконными, нарушающими его конституционные права. Постановка на учет была произведена в период действия ЖК РСФСР от 24 июня 1983 года, согласно которого в улучшении жилищных условий признавались, в том числе граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади. В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189 – Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» закреплено права работников и пенсионеров, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы состоять на данном учете до решение вопроса улучшения жилищных условий (получения жилого помещения). Данное правило распространяется, в том числе и на сотрудников уголовно- исполнительной системы. Истец указывает, что принимая решение о снятии с учета, жилищная комиссия необоснованно руководствовалась положениями Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ставропольском крае, поскольку они не могли распространятся на него, как сотрудника уголовно- исполнительной системы. В отношении последней категории граждан действует иной механизм обеспечения жильем, а именно Правила учета нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 г., которые распространялись на сотрудников уголовно-исполнительной системы. Указанные правила не связывают место регистрации нуждающихся с его правом на признание и принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Жилищной комиссией ИК –6 был нарушен порядок принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотренный ст. 56 ЖК РФ, согласно которой решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Восканов Ю.А. указывает на то, что его жилищные права до настоящего времени не реализованы. Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учитывая особые условия деятельности работников уголовно-исполнительной систем, устанавлены гарантии их правовой и социальной защиты в том числе порядок обеспечения её сотрудников жилой площадью. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказания», утверждено положение о Федеральной службе исполнения наказаний. В соответствии с п. 7 этого положения ФСИН России осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительств, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно – исполнительной систем, а также по жилищному строительству. Кроме того, Указом президента РФ от 28июня1999года N825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной пожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений органов уголовно – исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем указанных категорий граждан, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилых сертификатов. Во исполнение Указа Президента РФ № 825 от 28 июня 1999 года, Правительство РФ, в своем постановлении № 1095 от 29 сентября 1999 года обеспечение жилыми помещениями определило путем выделения средств из федерального бюджета, выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Истец в своем заявлении указывает, что ответчик не принимает все установленные законодательством РФ меры для реализации его права на жилище и просит признать незаконным решение жилищной комиссии ФБУ ИК 6 ФСИН РФ по Ставропольскому краю от 28 июля 2010 года о снятии Восканова Ю.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконными и обвязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю реализовать право Восканова Ю.А. и членов его семьи на жилье в установленном законом порядке. В судебном заседании истец Восканов Ю.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их по указанным в иске основаниям. Представитель ФКУ ИК 6 УФСИН РФ по СК Шаповалова Л.Н. с иском не согласна. Суду пояснила, что Восканов Ю.А. действительно с 2002 года по 2005 года проходил службу в учреждении ИК –6 УФСН РФ по СК. В это же время, согласно поданного им заявления был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, в разное время в качестве членов семьи Восканова Ю.А. подлежащих обеспечению жильем, были включены его жена и теща. Однако, при очередной проверке законности применения норм жилищного законодательства, жилищной комиссией учреждения было выявлено, что Восканов Ю.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконно, поскольку был зарегистрирован по месту жительства и проживал в г. Моздоке РСО- Алания, то есть на территории другого муниципального района. У членов семьи истца имелось жилье в период постановки их на учет. Представитель ответчика УФСИН РФ по СК уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился. В представленном суду мнении просил в удовлетворении иска отказать, поскольку УФСИН России по СК не ведает вопросами учета сотрудников ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК и не может являться надлежащим ответчиком. Третьи лица Восканова М.Р. и Шаинова Н.Б., также извещенные о времени и месте рассмотрении дела в суд не явились, в представленных суду мнениях требования Восканова Ю.А. поддержали, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Свидетели ФИО12, ФИО13 в судебном заседании пояснили, что 30 июля 2010 года они в составе членов жилищной комиссии выезжали по месту жительства истца в г. Моздок РСО - Алания, для уведомления Восканова Ю.А. о снятии его с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также для вручения протокола заседания жилищно- бытовой комиссии ФБУ ИК – 6 УФИСН России по СК от 28 июля 2010 года. Данный протокол был вручен Восканову Ю.А. 30 июля 2011 года по месту жительства. От подписи в уведомлении о вручении вышеуказанного протокола Восканов Ю.А. отказался, о чем в присутствии членов комиссии был составлен акт. Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, о полном отказе в удовлетворении требований Восканова Ю.А. по следующим основаниям. Как установлено судом Восканов Ю.А. поступил на службу в исправительную колонию № 6 УИИ Минюста России по СК в последующем реорганизованную в ФКУ ИК № 6 УФСИН России по СК. 20 мая 2002 года Восканов Ю.А. обратился с заявлением о принятии его на учет для получения жилой площади. В связи с данным обстоятельством жилищной комиссией учреждения была проведена проверка его жилищных условий. В результате данной проверки как следует из акта от 20 мая 2002 года было установлено, что истец проживает в частном домовладении расположенным в г. Моздок РСО – Алания, принадлежащем Гречко В.М. Как следует из протокола № 5 от 20 мая 2002 г. Восканов Ю.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет. 12 октября 2004г. жилищной комиссией ФКУ ИК № 6 УФСИН России по СК в состав семьи Восканова Ю.А. включена его супруга Восканова М.Р., об этом свидетельствует протокол № 10 заседания жилищной комиссии ИК № 6 от 12 октября 2004 г. 24 апреля 2007 года жилищная комиссия ИК 6 постановила включить в состав семьи Восканова Ю.А. его тещу Шаинову Н.Б., на основании решения Моздокского районного суда от 17 апреля 2007г. ( Протокол №1 заседания жилищной комиссии ИК№ 6 от 24 апреля 2007 г.). Как следует из протокола № 3 ИК № 6, право Восканова Ю.А. и членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий было сохранено поскольку истец с членами своей семьи проживал в доме с жилой площадью 49,3 кв.м. на основе договора найма от 14 апреля 2008г с гражданкой Мамуковой Н.М.. Согласно выписки из приказа №109л\с от 2005 года и выписки из приказа №182 л\с от 24 мая 2005 года, Восканов Ю.А. с 28 апреля 2005 г. уволен с должности инспектора – дежурного по жилой зоне дежурной части отдела безопасности ИК №6 УИИ по состоянию здоровья. Кроме протоколов жилищной комиссии о постановке Восканова Ю.А. на учет для улучшения жилищных условий, указанное обстоятельство подтверждается списком очередников из числа сотрудников ФКУ ИК №6, а также книгой учета сотрудников УФСИН России по СК. Все вышеперечисленные фактические обстоятельства, связанные с постановкой Восканова Ю.А. и членов его семьи на учет признаются, как истцом, так и представителем ответчика ФКУ ИК № 6 УФИСН России по СК. Согласно решению жилищной комиссии ФКУ ИК № 6 УФСИН России по СК от 28 июля 2010 г., Восканов Ю.А. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное решение комиссия мотивировала тем, что истец не проживал в населенном пункте либо в пределах административного района по месту постановки на учет для улучшения жилищных условий, а проживал вместе с семьей по договору найма по адресу: РСО- Алания, <адрес>. Оценивая решение жилищной комиссии, обжалуемое истцом, суд приходит к выводу, что оно принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушают права Восканова Ю.А. Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета. Согласно ст. 6 Федерального закона от 29декабря2004года N189-Федерального закона «О введении а действие ЖК РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ). Согласно ст. 56 ГК РФ к числу оснований для снятия гражданина с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, предусмотрено выявления в представленных гражданином ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Суд считает, что постановка на учет Восканова Ю.А. в 2002 году и решение органа- жилищной комиссии ФКУ ИК- 6 УФСИН РФ по СК были произведены с нарушением действовавшего на тот момент законодательства. Так, в соответствии со ст. 28 ЖК РФ граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право на получении в пользовании жилого помещения в домах государственного и жилищного фонда, в порядке предусмотренного законодательства Союза ССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры. В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Как следует из указанных статей, ЖК РСФСР предусматривает принятие на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, и не ставит данное право в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации. Согласно п. 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением совета министров РСФСР от 31 июля 1991 г. №335, обязательным условием для принятия на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий является постоянное проживание по месту жительства в данном населенном пункте. Аналогичное требование для постановки на учет граждан как нуждающихся в улучшении жилищных условий определено в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ставропольском крае, утвержденных решением крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 21 ноября 1990 года № 325. При решении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Восканова Ю.А., не были учтены вышеприведенные требования Жилищного Кодекса РСФСР и законодательных актов. Восканов Ю.А. не проживал и не проживает на территории Курского района Ставропольского края, а также не проживал и не проживает в х. Дыдымкин Курского района СК, где находится учреждение – ФКУ ИК №6 УФСИН Росси по Ставропольскому краю. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки жилищных условий от 20 мая 2002г., из которого следует, что Восканов Ю.А. проживал в г. Моздок РСО – Алания, по ул. Ленина, д.20 кв. 27, кроме того факт постоянного проживания в г. Моздоке судом установлен на основе его признания истцом. Кроме того, суд обращает внимание на другие обстоятельства, свидетельствующие о нарушении жилищного законодательства. Судом установлено, что истец Восканов Ю.А. 10 сентября 2004 года заключил брак с Воскановой М.Р., которая 12 октября 2004 г. жилищной комиссией ФКУ ИК 6 УФСИН России по СК была включена в состав членов семьи Восканова Ю.А. Между тем, согласно сведений ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Управления Росреестра по Республике Северная Осетия – Алания, Воскановой М.Р. принадлежала двухкомнатная квартира расположенная по адресу: РСО- Алания, <адрес>, которая была ею отчуждена 07 апреля 2004г., запись регистрации №15-01/01-7/2004-614, в пользу Мишвелова А.К., запись регистрации № 15-01/01-7/2004-616. 23 сентября 2000 года Воскановой М.Р. в собственность был приобретен жилой дом, расположенный по адресу: РСО – Алания, <адрес>, запись регистрации № 15-01/01-12/2000-111.3, который 01 июля 2005г. был отчужден в пользу Мамуковой Н.Н., запись регистрации № 15-15-02/034/2005-227. Согласно акта проверки жилищных условий Восканова А.Ю. от 31 марта 2008 г. жилой дом по ул. Крупнова, 3 г. Моздок, состоит из трех комнат, жилой площадью 49,3 кв.м. Наличие дома находящегося в собственности Воскановой М.Р. - супруги истца, по мнению суда, является самостоятельным основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, теще истца Шаиновой Н.Б. принадлежала двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: РСО- Алания, г. Моздок, ул. 50 лет Октября, д. 49 кв.6, которая была ею отчуждена 30 мая 2006 года, запись регистрации №15-15-02/024/2006-095, в пользу Гречко Е.В., запись регистрации № 15-15-02/024/2006-097. Статья 53 ЖК РФ устанавливает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Принимая во внимание вышеприведенное правило, включение жилищной комиссией ФБУ ИК №6 УФСИН России в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий Шаинову Н.Б., по мнению суда также являлось не правомерным. Проверив законность решения жилищной комиссии о снятии Восканова Ю.А. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу, что требования установленные ч.2 ст.56 ЖК РФ, регулирующие порядок снятия с учета комиссией учреждения не нарушены. Обжалуемое решение вынесено не позднее 30 рабочих дней с момента выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения. 30 июля 2010г. представителями жилищной комиссии Восканову Ю.А. был вручен протокол о его снятии с учета, однако от подписи последний отказался. Об этом свидетельствуют допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО20, ФИО13, а также акт от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с положением жилищной комиссии ФБУ ИК № 6 УФСИН России по СК, утвержденной приказом ФБУ ИК –6 УФСИН России по СК от 07 февраля 2011 года № 40, решения о принятии и снятии с учета сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется жилищной комиссией ФБУ ИК 6 УФСИН России по СК. Поэтому, требования Восканова Ю.А. к УФСИН России по СК является необоснованным, так как последнее, является ненадлежащим ответчиком. Таким образом, оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу том, что решение жилищно- бытовой комиссии ФКУ ИК № УФСИН России по Ставропольскому краю принятое 28 июля 2010 года о снятии Восканова Ю.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.197,198, 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : В удовлетворении иска Восканова Ю.А. к ФКУ ИК 6 УФСИН России по СК и Управлению ФСИН России по Ставропольскому краю об обжаловании действий жилищной комиссии ФБУ ИК № 6 УФСИН России по Ставропольскому краю и восстановлении его жилищных прав, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья Цамалаидзе В.В.