Дело № 2-676/2011 решение от 21.09.2011 года по заявлению прокурора Курского района о признании неправомерными действий должностных лиц



Дело № 2-676/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Курская 21 сентября 2011 года

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Цамалаидзе В.В.,

с участием помощника прокурора Курского района Козырева Е.Н.,

заинтересованных лиц администрации муниципального образования

Рощинского сельсовета Курского района О.Н. Никитишиной,

представителя заинтересованного лица Шамсудинова М. – адвоката Цалоевой И.Ю.,

при секретаре Маркаровой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст. Курской гражданское дело по заявлению прокурора Курского района о признании действий должностных лиц муниципального образования при решении вопроса о регистрации граждан по месту постоянного жительства неправомерными, снятии с регистрационного учета,

у с т а н о в и л:

Прокурор Курского района Ставропольского края обратился в суд с заявлением о признании действий должностных лиц муниципального образования Рощинского сельсовета при решении вопроса о регистрации по месту жительства ФИО5 по адресу: <адрес>, Кошара неправомерными, снятии с регистрационного учета по месту жительства <адрес>, Кошара ФИО5, ссылаясь на то, что согласно адресным справкам последние зарегистрированы по указанному выше адресу. По сведениям ГУП СК « Краевая техническая инвентаризация» Курский филиал, помещение, где зарегистрированы указанные выше лица не является жилым.

Согласно нормативно-правовым актам, действующим на момент регистрации указанных граждан, прописка (регистрация) производилась только в жилые помещения.

В соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР (действующего на момент регистрации указанных граждан) жилищный фонд включал в себя: - жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); - жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); - жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); - жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.

Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Федеральном законе от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 названного федерального закона граждане обращаются к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом предъявляются: -паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; -документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Согласно ст.17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан, а так же для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройка, расположенная по адресу <адрес>, Кошара не подпадает.

В соответствии ст.7 Закона № 5242-1, а так же п.п. «ж» п.31 « Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в том, числе и в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. На основании изложенного прокурор Курского просит признать действия должностных лиц муниципального образования Рощинского сельсовета при решении вопроса о регистрации ФИО5 по месту жительства по адресу: <адрес>, Кошара неправомерными. Обязать администрацию муниципального образования Рощинского сельсовета снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, Кошара ФИО5

В судебном заседании помощник прокурора Козырев Е.Н. заявленные требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица и.о. главы администрации Рощинского муниципального образования Никитишина О.Н. по существу заявления возражений не имела.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, место его нахождения неизвестно. В соответствии со ст.ст. 50, 119 ГПК РФ представителем ответчика назначена адвокат ФИО4, которая возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку действия должностных лиц муниципального образования Рощинского сельсовета при решении вопроса о регистрации ФИО5 по месту жительства по адресу: <адрес>, Кошара являлись правомерными.

Представитель заинтересованного лица – УФМС России по Ставропольскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причине неявки не уведомил, возражений на заявленные требования не представил. В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть заявление прокурора в отсутствие не явившихся заинтересованного и третьего лиц.

Выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В случаях, установленных законом, с заявлением в порядке гл.25 вправе также обратиться прокурор.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в администрации муниципального образования Рощинского сельсовета имеются домовые книги, содержащие сведения о регистрации граждан по месту жительства на территории данного муниципального образования, регистрация производилась работниками администрации.

В судебном заседании так же установлено, что по сведениям домовой книги администрации муниципального образования Рощинского сельсовета в ней значится зарегистрированным по адресу: <адрес>, Кошара , ФИО5с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.6 ).

Согласно адресной справки отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО5 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, Кошара . (л.д.11).

Правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому граждане прописывались по месту жительства (на жилой площади).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Указанной статьей установлено, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает, что под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом- интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 данного Закона граждане при обращении к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом предъявляют паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Отсюда как ранее действующим законодательством, так и законодательством, действующим на момент рассмотрения дела предусматривалось, что прописка, а затем и регистрация по месту жительства осуществлялись и осуществляются только в жилых помещениях.

Согласно справке ГУП «Крайтехинвентаризация» отсутствуют сведения на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, Кошара ( л.д. 10).

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

При этом, согласно ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Ст. 249 ГПК РФ предусматривает, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Администрацией МО Рощинского сельсовета, ФИО7. не представлено доказательств, подтверждающих статус жилого помещения по месту регистрации.

При установленных обстоятельствах, суд признаёт неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Рощинского сельского совета при решении вопроса о регистрации ФИО5 по месту жительства по адресу:Ставропольский край <адрес>, Кошара и считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования Рощинского сельского совета снятьШамсудинова М. с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, Кошара .

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 193- 199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Курского района о признании действий должностных лиц муниципального образования Рощинского сельсовета при решении вопроса о регистрации по месту жительства неправомерными, снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Признать действия должностных лиц муниципального образования Рощинского сельсовета при решении вопроса о регистрации ФИО5 Мутай, по месту жительства по адресу: <адрес>, Кошара неправомерными.

Обязать администрацию муниципального образования Рощинского сельсовета снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу <адрес>, Кошара ФИО5 Мутай.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200