Дело № 2-885/2011 решение по иску прокрора Курского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курского муниципального района о признании бездействия администрациии в части не расширения сети дошкольных образовательных учреждений



Дело № 2-885/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Курская 01 декабря 2011 года

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Панишенко Е.А.,

при секретаре Хабалоновой С.Н.,

с участием истца пом. прокурора Курского района Ковалева А.В.,

представителя ответчика Самаркина А.Ю.,действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст.Курской исковое заявление прокурора Курского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образова­тельных учреждений незаконным,

понуждении к расширению сети дошкольных образовательных учреждений,

у с т а н о в и л:

Прокурор Курского района Ставропольского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образова­тельных учреждений незаконным, понуждении к расширению сети дошкольных образовательных учреждений, ссылаясь на то, что на территории района функциони­руют 20 муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений (далее МДОУ), учредителем которых является администрация Курского му­ниципального района Ставропольского края.

Согласно информации, предоставленной администраций Курского му­ниципального района Ставропольского края всего в районе количество детей, состоящих на учёте на предоставление мест и не устроенных в МДОУ со­ставляет 596 лиц, очерёдность поступления детей в МДОУ формируется го­дами. На территории района имеется 12 муниципальных образований. Потреб­ность в расширении сети дошкольных образовательных учреждений (строи­тельстве МДОУ) остро стоит в муниципальных образованиях ст. Курской, на очереди состоит 198 несовершеннолетних, с. Эдиссии на очереди состоит 59 несовершеннолетних, с. Русское на очереди состоит 109 несовершеннолет­них, х. Графский на очереди состоит 67 несовершеннолетних, с. Ростовановское на очереди состоит 46 несовершеннолетних.

Администрацией Курского муниципального района Ставропольского края в ближайшие годы на терри­тории района строительство дошкольных образовательных учреждений не планируется. Дефицит дошкольных образовательных учреждений в Курском районе Ставропольского края существенно ущемляет законные права и интересы де­тей, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также влечёт не выполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подго­товки их к полноценной жизни в обществе. Поскольку расширение сети дошкольных образовательных учреждений необходимо уже сейчас, требуются незамедлительные конкретные меры со стороны администрации Курского муниципального района Ставропольского края по решению данной проблемы (открытие дополнительных групп, строи­тельство или создание новых дошкольных образовательных учреждений, формирование и выделение на эти цели бюджетных средств).

Руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит суд признать бездействие администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образова­тельных учреждений незаконным, обязать администрацию Курского муниципального района в срок до 31.12.2011 года разработать и утвердить муниципальную целевую програм­му, определяющую основные направления деятельности органа местного са­моуправления Курского района, направленные на обеспечения общедоступ­ности и бесплатности дошкольных учреждений и обеспечить создание дет­ских дошкольных учреждений в соответствии с потребностями жителей Кур­ского района в срок до 01.11.2013 года.

В судебном заседании помощник прокурора Курского района исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске.

Представитель администрации Курского муниципального района Ставропольского края Самаркин А.Ю. иск не признал, суду пояснил, что администрацией принимаются все меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, однако в полном объеме удовлетворить потребность граждан в местах в дошкольных образовательных учреждений не представляется возможным в виду ограниченности средств бюджета. Программа «Развитие образования Курского муниципального района Ставропольского края на 2011-2013 годы» находится в стадии разработки.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» гарантировано право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных учреждениях, предполагающее обязанность муниципальных образований сохранять в достаточном количестве такие учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 г № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей, воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет, что прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

По результатам проведенной прокуратурой Курского района Ставропольского края проверки, было установлено, что количество детей состоящих на учете на предоставление мест в детские учреждения (сады и т.д.) составляет 596 лиц, при этом очередность формируется годами (л.д. 9).

В соответствии ч. 1 ст. 41 Закона РФ «Об образовании», финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется его учредителем, то есть администрацией Курского муниципального района Ставропольского края.

Согласно п.11 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В силу п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.

В рамках решения задачи модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития, правительством РФ принято постановление от 07.02.2011 № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы".

20.05.2011 года Правительства РФ вынесено постановление № 404 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации" (вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации"), регламентирующее процесс реализации комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации (далее Правила), субсидии предоставляются с целью оснащения дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста в учреждениях (за исключением расходов на капитальное строительство).

В соответствии с п. 2, п. 5 указанных выше Правил, субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы и (или) иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходное обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации комплексной программы (далее - расходное обязательство субъекта Российской Федерации).

Условиями предоставления субсидий являются наличие в комплексных программах, в том числе создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста путем строительства новых зданий учреждений; наличие в бюджетах субъектов Российской Федерации (местных бюджетах) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации; обязательство субъектов Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых комплексными программами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидии.

В целях разрешения проблем потребности в образовательных услугах дошкольного образования и реализации, федеральной целевой программе развития образования, постановлением Правительства Ставропольского края от 16.12.2009 № 330-п (ред. от 21.09.2011) "О краевой целевой программе "Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы", утверждена Подпрограмма регламентирующая реализацию целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы».

Согласно раздела 2 вышеуказанной программы целью последней является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории края, в качественном общедоступном дошкольном образовании. Для достижения цели Подпрограммы предусматривается решение, в том числе задачи расширения сети дошкольных образовательных учреждений края.

Разделом 4 указанной Подпрограммы предусмотрено, что финансирование мероприятий Подпрограммы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и местных бюджетов, конкретные мероприятия и объемы финансирования Подпрограммы могут ежегодно уточняться при формировании проекта краевого бюджета на соответствующий финансовый год.

Механизм реализации Программы и отдельных ее мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий Программы, подготовка отчетов о реализации Программы, внесение предложений по корректировке Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы и предусматривают проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы определен разделом 5, где указано, что одним из участником Программы является министерство образования Ставропольского края.

Таким образом, создание, финансирование, а так же иная поддержка мероприятий направленных на разрешение проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных учреждений в Курском муниципальном районе Ставропольского края, напрямую зависит от действий администрации муниципального района в том числе и связанных с информированием правительства Ставропольского края о необходимости расширения сети дошкольных образовательных учреждений в районе.

В настоящее время на территории Курского района 596 детей не получают дошкольного образования, из них 198 детей в ст. Курской, 59 детей в с. Эдиссия, 15 детей в п. Мирный, 17 детей в х. Зайцев, 109 детей в с. Русское, 67 детей х. Графский, 30 детей п. Балрабочий, 46 детей в с. Ростовановское, 20 детей в ст. Галюгаевской, 26 детей в с. Полтавское.

Согласно раздела 2 краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае 2010 - 2013 годы» утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 16.12.2009 № 330-п "О краевой целевой программе "Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы", сроки реализации Подпрограммы 2011 - 2013 годы.

Несмотря на то, что краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае 2010 - 2013 годы» была утверждена постановлением Правительства Ставропольского края 16.12.2009 года, администрацией Курского муниципального района Ставропольского края до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная целевая програм­ма, определяющая основные направления деятельности органа местного са­моуправления направленные на обеспечения общедоступ­ности и бесплатности дошкольных учреждений, что указывает на бездействия последней в части обеспечения развития сети детских дошкольных образова­тельных учреждений, т.к. дефицит мест в дошкольных образовательных учреждений в Курском муниципальном районе Ставропольского края, напрямую зависит от действий администрации муниципального района в том числе и связанных с информированием правительства Ставропольского края о необходимости расширения сети дошкольных образовательных учреждений.

На основании вышеизложенного суд находит требования прокурора законными и обоснованными.

Согласно ст. 258 ГПК РФ признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 193- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Курского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образова­тельных учреждений незаконным, о понуждении к расширению сети дошкольных образовательных учреждений, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образова­тельных учреждений незаконным.

Обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края в срок до 31.12.2011 года разработать и утвердить муниципальную целевую програм­му, определяющую основные направления деятельности органа местного са­моуправления Курского района Ставропольского края, направленные на обеспечения общедоступ­ности и бесплатности дошкольных учреждений и обеспечить создание дет­ских дошкольных учреждений в соответствии с потребностями жителей Кур­ского района в срок до 01.11.2013 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд, через Курский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий