Дело № 2-885/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ст. Курская 01 декабря 2011 года Курский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Панишенко Е.А., при секретаре Хабалоновой С.Н., с участием истца пом. прокурора Курского района Ковалева А.В., представителя ответчика Самаркина А.Ю.,действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст.Курской исковое заявление прокурора Курского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образовательных учреждений незаконным, понуждении к расширению сети дошкольных образовательных учреждений, у с т а н о в и л: Прокурор Курского района Ставропольского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образовательных учреждений незаконным, понуждении к расширению сети дошкольных образовательных учреждений, ссылаясь на то, что на территории района функционируют 20 муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений (далее МДОУ), учредителем которых является администрация Курского муниципального района Ставропольского края. Согласно информации, предоставленной администраций Курского муниципального района Ставропольского края всего в районе количество детей, состоящих на учёте на предоставление мест и не устроенных в МДОУ составляет 596 лиц, очерёдность поступления детей в МДОУ формируется годами. На территории района имеется 12 муниципальных образований. Потребность в расширении сети дошкольных образовательных учреждений (строительстве МДОУ) остро стоит в муниципальных образованиях ст. Курской, на очереди состоит 198 несовершеннолетних, с. Эдиссии на очереди состоит 59 несовершеннолетних, с. Русское на очереди состоит 109 несовершеннолетних, х. Графский на очереди состоит 67 несовершеннолетних, с. Ростовановское на очереди состоит 46 несовершеннолетних. Администрацией Курского муниципального района Ставропольского края в ближайшие годы на территории района строительство дошкольных образовательных учреждений не планируется. Дефицит дошкольных образовательных учреждений в Курском районе Ставропольского края существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также влечёт не выполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Поскольку расширение сети дошкольных образовательных учреждений необходимо уже сейчас, требуются незамедлительные конкретные меры со стороны администрации Курского муниципального района Ставропольского края по решению данной проблемы (открытие дополнительных групп, строительство или создание новых дошкольных образовательных учреждений, формирование и выделение на эти цели бюджетных средств). Руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит суд признать бездействие администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образовательных учреждений незаконным, обязать администрацию Курского муниципального района в срок до 31.12.2011 года разработать и утвердить муниципальную целевую программу, определяющую основные направления деятельности органа местного самоуправления Курского района, направленные на обеспечения общедоступности и бесплатности дошкольных учреждений и обеспечить создание детских дошкольных учреждений в соответствии с потребностями жителей Курского района в срок до 01.11.2013 года. В судебном заседании помощник прокурора Курского района исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске. Представитель администрации Курского муниципального района Ставропольского края Самаркин А.Ю. иск не признал, суду пояснил, что администрацией принимаются все меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, однако в полном объеме удовлетворить потребность граждан в местах в дошкольных образовательных учреждений не представляется возможным в виду ограниченности средств бюджета. Программа «Развитие образования Курского муниципального района Ставропольского края на 2011-2013 годы» находится в стадии разработки. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» гарантировано право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных учреждениях, предполагающее обязанность муниципальных образований сохранять в достаточном количестве такие учреждения и при необходимости расширять их сеть. Согласно Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 г № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей, воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка. Часть 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет, что прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. По результатам проведенной прокуратурой Курского района Ставропольского края проверки, было установлено, что количество детей состоящих на учете на предоставление мест в детские учреждения (сады и т.д.) составляет 596 лиц, при этом очередность формируется годами (л.д. 9). В соответствии ч. 1 ст. 41 Закона РФ «Об образовании», финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется его учредителем, то есть администрацией Курского муниципального района Ставропольского края. Согласно п.11 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В силу п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа. В рамках решения задачи модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития, правительством РФ принято постановление от 07.02.2011 № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы". 20.05.2011 года Правительства РФ вынесено постановление № 404 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации" (вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации"), регламентирующее процесс реализации комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации. Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации (далее Правила), субсидии предоставляются с целью оснащения дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста в учреждениях (за исключением расходов на капитальное строительство). В соответствии с п. 2, п. 5 указанных выше Правил, субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы и (или) иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходное обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации комплексной программы (далее - расходное обязательство субъекта Российской Федерации). Условиями предоставления субсидий являются наличие в комплексных программах, в том числе создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста путем строительства новых зданий учреждений; наличие в бюджетах субъектов Российской Федерации (местных бюджетах) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации; обязательство субъектов Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых комплексными программами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидии. В целях разрешения проблем потребности в образовательных услугах дошкольного образования и реализации, федеральной целевой программе развития образования, постановлением Правительства Ставропольского края от 16.12.2009 № 330-п (ред. от 21.09.2011) "О краевой целевой программе "Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы", утверждена Подпрограмма регламентирующая реализацию целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы». Согласно раздела 2 вышеуказанной программы целью последней является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории края, в качественном общедоступном дошкольном образовании. Для достижения цели Подпрограммы предусматривается решение, в том числе задачи расширения сети дошкольных образовательных учреждений края. Разделом 4 указанной Подпрограммы предусмотрено, что финансирование мероприятий Подпрограммы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и местных бюджетов, конкретные мероприятия и объемы финансирования Подпрограммы могут ежегодно уточняться при формировании проекта краевого бюджета на соответствующий финансовый год. Механизм реализации Программы и отдельных ее мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий Программы, подготовка отчетов о реализации Программы, внесение предложений по корректировке Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы и предусматривают проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы определен разделом 5, где указано, что одним из участником Программы является министерство образования Ставропольского края. Таким образом, создание, финансирование, а так же иная поддержка мероприятий направленных на разрешение проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных учреждений в Курском муниципальном районе Ставропольского края, напрямую зависит от действий администрации муниципального района в том числе и связанных с информированием правительства Ставропольского края о необходимости расширения сети дошкольных образовательных учреждений в районе. В настоящее время на территории Курского района 596 детей не получают дошкольного образования, из них 198 детей в ст. Курской, 59 детей в с. Эдиссия, 15 детей в п. Мирный, 17 детей в х. Зайцев, 109 детей в с. Русское, 67 детей х. Графский, 30 детей п. Балрабочий, 46 детей в с. Ростовановское, 20 детей в ст. Галюгаевской, 26 детей в с. Полтавское. Согласно раздела 2 краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае 2010 - 2013 годы» утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 16.12.2009 № 330-п "О краевой целевой программе "Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы", сроки реализации Подпрограммы 2011 - 2013 годы. Несмотря на то, что краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае 2010 - 2013 годы» была утверждена постановлением Правительства Ставропольского края 16.12.2009 года, администрацией Курского муниципального района Ставропольского края до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная целевая программа, определяющая основные направления деятельности органа местного самоуправления направленные на обеспечения общедоступности и бесплатности дошкольных учреждений, что указывает на бездействия последней в части обеспечения развития сети детских дошкольных образовательных учреждений, т.к. дефицит мест в дошкольных образовательных учреждений в Курском муниципальном районе Ставропольского края, напрямую зависит от действий администрации муниципального района в том числе и связанных с информированием правительства Ставропольского края о необходимости расширения сети дошкольных образовательных учреждений. На основании вышеизложенного суд находит требования прокурора законными и обоснованными. Согласно ст. 258 ГПК РФ признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст.ст. 193- 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Курского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образовательных учреждений незаконным, о понуждении к расширению сети дошкольных образовательных учреждений, удовлетворить. Признать бездействие администрации Курского муниципального района Ставропольского края в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образовательных учреждений незаконным. Обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края в срок до 31.12.2011 года разработать и утвердить муниципальную целевую программу, определяющую основные направления деятельности органа местного самоуправления Курского района Ставропольского края, направленные на обеспечения общедоступности и бесплатности дошкольных учреждений и обеспечить создание детских дошкольных учреждений в соответствии с потребностями жителей Курского района в срок до 01.11.2013 года. Решение может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд, через Курский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме. Председательствующий