Дело № 2-15/2012 РЕШЕНИЕ 27 января 2012 года ст. Курская Курский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Маркиниди В.А., с участием прокурора Козырева Е. Н., истца Сафроновой (Сорокиной)И.А., представителя ответчика Самаркина А.Ю., при секретаре Маркаровой К.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курского района Ставропольского края, действующего в интересах Сафронова И.А., к администрации Курского муниципального района <адрес> о предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилья. УСТАНОВИЛ: Прокурор Курского района обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Сафронова И.А. на основании постановления главы Русского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № находилась под опекой, закрепленного жилья не имеет, в связи с чем она обратилась в отдел образования администрации Курского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Прокурор полагает, что данное обстоятельство является грубым нарушением Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», в связи с чем просит обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Сафроновой (Сорокиной) И.А. 10.02.1988 года рождения, денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В судебном заседании прокурор Козырев Е.Н., действующий в интересах Сафроновой (Сорокиной) И.А., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Истец Сафронова (Сорокина) И.А. иск прокурора поддержала, просила суд его удовлетворить. Кроме того, суду показала, что собственного жилья никогда не имела, в связи с чем обратилась в отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, однако до настоящего времени оно ей так и не было предоставлено. Представитель ответчика администрации Курского муниципального района Ставропольского края Самаркин А.Ю., в судебном заседании показал, что администрация Курского муниципального района Ставропольского края иск не признает, поскольку полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу и в соответствии с законодательством отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств, находящихся в её распоряжении. Главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотренных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Третье лицо Министерство образования Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило письменный отзыв, в котором указало, что не возражает против доводов, изложенных в исковом заявлении, и считает, что требования, указанные в исковом заявлении подлежат удовлетворению, поскольку Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7 - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120 - КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению субсидии за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2006 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Статья 12 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120 - кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных указанным Законом отдельных государственных полномочий были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Также указало, что уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Третье лицо Министерство финансов Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представитель Министерства финансов Ставропольского края в письменном отзыве указал, что Министерство не является ответчиком по делу ссылаясь на Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п, где уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определено министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, определен порядок предоставления денежных средств для указанной категории с возложением этих функций на органы местного самоуправления. В связи с чем просило в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Третье лицо Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило возражение по иску, в котором указало, что в соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с Порядком предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребёнка сироты на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении за счёт средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. В 2011 году за счет бюджета Ставропольского края Курскому муниципальному району Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями лиц вышеуказанной категории выделено 10871470 рублей. В соответствии с законодательством Ставропольского края органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий. Считает, что администрацией Курского муниципального района Ставропольского края не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Сафронова (Сорокина) И.А. 10.02.1988 года рождения, являлась ребёнком, оставшимся без попечения родителей. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Исходя из содержания п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из обшей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Из смысла ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. В соответствии со ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края. В силу ст. 12 Закона Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 года органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 14.01.2011года Сафронова (Сорокина) И.А. обратилась с заявлением к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района по поводу предоставления ей жилого помещения в связи с тем, что она является гражданином со статусом сироты и не имеет закреплённого жилья, однако до настоящего времени жилое помещение ей не приобретено. Согласно представленной информации из Курского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация», Курского отдела Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на недвижимое имущество, в том числе жилое помещение, за Сафроновой (Сорокиной) И.А. не зарегистрировано. Согласно предоставленной информации из Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, право собственности на недвижимое имущество за Сафроновой И.А. отсутствует. В ходе судебного разбирательства установлено, что Сафронова (Сорокина) И.А. после получения основного общего образования никуда не поступала, нигде не обучается. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дает ей право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по её выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из обшей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. На основании вышеизложенного суд считает, что Сафронова (Сорокина) И.А. обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Доводы третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края о том, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставления жилья с более раннего периода, поскольку законом не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещения с момента возникновения у него права на внеочередное получения жилья, а решение должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки, суд признает не состоятельными и во внимание не принимает, поскольку полагает, что реализация права Сафроновой (Сорокиной) И.А. на жилье, а равно как и обеспечение вне очереди жилым помещением (субсидией) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Также не состоятельной суд признает ссылку ответчика о том, что администрация Курского муниципального района Ставропольского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку исходя из смысла Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что за Сафроновой (Сорокиной) И.А., сохранено право собственности на жилое помещение расположенное в с.Русском-2, по улице Солнечной -129, со ссылкой на распоряжение главы Курской районной государственной администрации Ставропольского края №95-р от 05.06.1998 года. Право на получение субсидии представителем ответчика не оспорено, в судебном заседании представитель ответчика подтвердил обоснованность включения Сафроновой (Сорокиной ) И.А., в списки лиц для получения соответствующей субсидии. Кроме того, согласно представленных сведений МО Русского сельсовета Курского района Ставропольского края №26 от 26 января 2012 года, вышеуказанное домовладение для проживания является непригодным. При таких обстоятельствах с учетом письменных доказательств, имеющихся в деле, суд приходит к выводу о то, что требование прокурора является законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Курского района Ставропольского края, действующего в интересах Сафронова И.А., к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Сафронова И.А., 10.02.1988 года рождения, денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда. Председательствующий