Дело № 2-218/2012 РЕШЕНИЕ 03 апреля 2012 года ст. Курская Курский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Цамалаидзе В.В., с участием истца прокурора Петросова С.С., представителя ответчика Самаркина А. Ю., при секретаре Маркаровой К.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курского района Ставропольского края, действующего в интересах Бабушкиной З.И., к администрации Курского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Курского района обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Бабушкина З.И. на основании постановления главы администрации Кановского сельсовета от 18.09.2001 года № 50 находилась в учреждении общественного воспитания до достижения ею совершения. Жилого помещения в собственности не имеет. 12 мая 2011 года Бабушкина З.И. обратилась к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в связи с тем, что она является гражданином со статусом сироты и не имеет закреплённого жилья. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что является грубым нарушением Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Прокурор Курского района просит обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Бабушкиной З.И., 22.08.1988 года рождения, денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В судебном заседании истец прокурор Петросов С.С., действующий в интересах Бабушкиной З.И., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Истец Бабушкина З.И., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, о причине своей неявки суд не уведомила. В предыдущем судебном заседании, исковые требования поддержала, просила его удовлетворить. Представитель ответчика администрации Курского муниципального района Ставропольского края Самаркин А.Ю. иск не признал, суду пояснил, что в соответствии с законодательством администрация Курского муниципального района Ставропольского края отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств, находящихся в её распоряжении. Главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотренных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, которое выделило недостаточное количество денежных средств для обеспечения жильем такого количества человек. Субсидии предоставляются детям сиротам в порядке очереди, в соответствии с годом постановки на учет в отделе образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края. Потребность в обеспечении жилыми помещениями всех ли из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Курского района Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения в настоящее время обозначена остро, однако не подкреплена на 100 % бюджетными средствами. Администрация Курского муниципального района Ставропольского края в лице отдела образования администрации принимаются активные меры по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2008 году были приобретены 13 жилых помещений, в 2009 году 4 жилых помещений, в 2010 году 12 жилых помещений. Кроме того, указал, что Постановлением главы Кановского сельсовета Курского района Ставропольского края от 18.09.2001 года № 50, за Бабушкиной З.И. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, х. Зайцев, <адрес>. На основании изложенного просил признать администрацию Курского муниципального района <адрес> ненадлежащим ответчиком. Ответчик Министерство финансов Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило письменный отзыв, в котором указало, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее именуемые дети - сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 7 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приёмной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинский частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоявших на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуна (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Также указало, что уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края наделены в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также являются распорядителями бюджетных средств, выделенных на указанные цели. Министерство финансов Ставропольского края считает, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые также имеют право на внеочередное предоставления жилья с более раннего периода, поскольку законом не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещения с момента возникновения у него права на внеочередное получения жилья, а решение должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки, в связи с чем, просило в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. В представленном ходатайстве Министерство финансов Ставропольского края просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Ответчик Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило возражение, в котором указало, что в соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с Порядком предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребёнка сироты на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении за счёт средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. В 2012 году за счет бюджета Ставропольского края Курскому муниципальному району Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями лиц вышеуказанной категории выделено 1586080 рублей. В соответствии с законодательством Ставропольского края органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий. Считает, что администрацией Курского муниципального района Ставропольского края не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Купцова (БаБушкина) З.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в х. <адрес>. Её родителями являлись ФИО2 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении истца (л.д. 10). Истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Согласно свидетельствам о смерти, мать истца – Купцова М.П., умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), а отец - Купцов И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Постановлением главы Кановского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ была определена в учреждение общественного воспитания (л.д. 7). Как следует из свидетельства о заключении брака I-ДН № 740437 от 06.09.2008 года выданного Курским отделом ЗАГС управления ЗАГСа Ставропольского края, истец 06 сентября 2008 года сменила фамилию на Бабушкину З.И., заключив брак с гражданином Бабушкиным И.И., о чем в книге регистрации актов о заключении брака была произведена запись за № 118 Курским отделом ЗАГС (л.д.13). Согласно ст.ст. 7, 38 Конституции РФ в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, а также материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Исходя из содержания п. 1 ст. 8 вышеназванного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на жилое помещение, также установлены законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Так, согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из обшей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Из смысла ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. В соответствии ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края. Судом установлено, что Бабушкина З.И. 12 мая 2011 года обратилась с заявлением к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района по поводу предоставления ей жилого помещения в связи с тем, что она является гражданином со статусом сироты (л.д. 6). Постановлением администрации муниципального образования Балтийского сельсовета Курского района Ставропольского края № 4 от 02.02.2012 года Бабушкина З.И., 22.08.1988 года рождения, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в муниципальном образовании Балтийского сельсовета Курского района Ставропольского края, в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья (л.д.8). Согласно представленной информации из Курского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация», Курского отдела Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, право собственности Бабушкиной З.И. на недвижимое имущество, в том числе жилое помещение не зарегистрировано (л.д.15,16). Как следует из Постановления администрации муниципального образования Кановского сельсовета Курского района Ставропольского края № 19 от 28.03.2012 года, п.п.2,3 постановления № 50 главы Кановского сельсовета Курского района Ставропольского края от 18.09.2001 года, отменены как незаконные (л.д.70). В ходе судебного разбирательства установлено, что истец в 2008 году окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 29» по профессии «Портной», о чем свидетельствует диплом о начальном профессиональном образовании, выданный в 2008 году «Профессиональным училищем № 29» (л.д.14). На основании вышеизложенного суд считает, что Бабушкина З.И. обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Ссылку Министерства финансов Ставропольского края о том, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку законом не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получения жилья, а решение должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки, суд признает не состоятельной, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением (субсидий) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Также не состоятельной суд признает ссылку ответчика о том, что администрация Курского муниципального района Ставропольского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При таких обстоятельствах с учетом письменных доказательств, имеющихся в деле, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований возникновения у Бабушкиной З.И. права на предоставление ей жилого помещения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Курского района Ставропольского края, в действующего в интересах Бабушкиной З.И., к администрации Курского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Бабушкиной З.И., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня вынесения. Председательствующий