Дело № 2-308-2012 г. Решение от 11.05.2012 г. по исковому заявлению прокурора Курского района в интересах Романовой О.С. к администрации КМР, Министерству финансов о предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-308/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2012 года ст. Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Миронюка С.Н.,

при секретаре ФИО6,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО8,

истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО9,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к администрации Курского муниципального района <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что ФИО2 на основании постановления главы администрации Курского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена опека, опекуном несовершеннолетней назначена ФИО7. Жилого помещения в собственности не имеет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в связи с тем, что она является гражданином со статусом сироты и не имеет закреплённого жилья. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что является грубым нарушением Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». <адрес> просит обязать министерство строительства и архитектуры <адрес>, являющегося распорядителем денежных средств, выделяемых на обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделить денежные средства на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из общей площади жилья 33 кв. метра и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>, а также обязать администрацию Курского муниципального района <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>.

В судебном заседании истец прокурор ФИО8, действующий в интересах ФИО2, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Истец ФИО2 исковые требования поддержала, просила иск прокурора удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Курского муниципального района <адрес> ФИО9 иск не признал, суду пояснил, что в соответствии с законодательством администрация Курского муниципального района <адрес> отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств, находящихся в её распоряжении. Главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотренных <адрес> «О бюджете <адрес> на 2011 год» является Министерство строительства и архитектуры <адрес>, которое выделило недостаточное количество денежных средств для обеспечения жильем всех дитей-сирот. Субсидии предоставляются детям сиротам в порядке очереди, в соответствии с годом постановки на учет в отделе образования администрации Курского муниципального района <адрес>. Потребность в обеспечении жилыми помещениями всех ли из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, не имеющих закрепленного жилого помещения в настоящее время обозначена остро, однако не подкреплена на 100 % бюджетными средствами. Администрацией Курского муниципального района <адрес> в лице отдела образования администрации принимаются активные меры по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. Так, в 2008 году были приобретены 13 жилых помещений, в 2009 году 4 жилых помещений, в 2010 году 12 жилых помещений На основании изложенного просил признать администрацию Курского муниципального района <адрес> ненадлежащим ответчиком.

Ответчик Министерство строительства и архитектуры <адрес>, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило возражение, в котором указало, что исковые требования прокурора <адрес> не подлежат удовлетворению, так как в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета <адрес> на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с Порядком предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> однократно по месту постановки ребёнка сироты на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении за счёт средств бюджета <адрес>, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством <адрес> в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, главных распорядителей средств бюджета <адрес>. В 2012 году за счет бюджета <адрес> Курскому муниципальному району <адрес> на обеспечение жилыми помещениями лиц вышеуказанной категории выделено 4401346 рублей. В соответствии с законодательством <адрес> органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий. Считает, что администрацией Курского муниципального района <адрес> не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство строительства и архитектуры <адрес> просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо, Министерство финансов <адрес>, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило письменный отзыв, в котором указало, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее именуемые дети - сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил ФИО1 Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 7 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приёмной семье либо в случаях, предусмотренных законом <адрес>, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинский частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа <адрес>, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоявших на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении <адрес> или учреждении социального обслуживания населения <адрес>, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>. Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе <адрес> на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства <адрес>, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуна (попечителю), установленного в соответствии с законодательством <адрес>, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством <адрес>. Также указало, что уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено министерство строительства и архитектуры <адрес>. Органы местного самоуправления муниципального образования <адрес> наделены в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также являются распорядителями бюджетных средств, выделенных на указанные цели. Министерство финансов <адрес> считает, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые также имеют право на внеочередное предоставления жилья с более раннего периода, поскольку законом не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещения с момента возникновения у него права на внеочередное получения жилья, а решение должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки, в связи с чем, просило в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. В представленном ходатайстве Министерство финансов <адрес> просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в ст. <адрес>. Её родителями являлись ФИО3 и ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении истца (л.д. 13).

Истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Согласно свидетельства о смерти, отец истца – ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), а мать – ФИО4 решением Курского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д.15).

Постановлением главы администрации Курского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО7 (л.д. 14).

Согласно ст.ст. 7, 38 Конституции РФ в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, а также материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жило­го помещения, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещения­ми.

Исходя из содержания п. 1 ст. 8 вышеназванного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на жилое помещение, также установлены законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении <адрес> или учреждении социального обслуживания населения <адрес>, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из обшей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>.

Из смысла ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе <адрес> о бюджете <адрес> на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства <адрес>, с учетом натуральных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством <адрес>, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством <адрес>.

В соответствии ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами <адрес>.

Судом установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района о предоставлении ей жилого помещения в связи с тем, что она является гражданином со статусом сироты (л.д.116).

Постановлением администрации муниципального образования ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в муниципальном образовании ст. <адрес>, в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья (л.д.10).

Согласно справки, представленной ГУП СК «Крайтехинвентаризация», Курского отдела Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, право собственности ФИО2 на недвижимое имущество, в том числе жилое помещение не зарегистрировано (л.д.19,20).

Согласно справки Моздокского механико-технического техникума <адрес> РСО-Алания, выданной ДД.ММ.ГГГГ за , истец ФИО2 обучается заочно на 1 курсе экономического отделения Моздокского механико-технического техникума (л.д.17).

На основании вышеизложенного суд считает, что ФИО2 обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением (субсидий) ФИО2 не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Вместе с тем суд считает, что гражданско–правовую ответственность по требованиям прокурора в интересах ФИО2 несут Министерство строительства и архитектуры <адрес> и администрация Курского муниципального района <адрес>.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотренных <адрес> «О бюджете на 2012 год» является Министерство строительства и архитектуры <адрес>.

При таких обстоятельствах с учетом письменных доказательств, имеющихся в деле, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований возникновения у ФИО2 права на предоставление ей жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора <адрес> к администрации Курского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать министерство строительства и архитектуры <адрес>, являющегося распорядителем денежных средств, выделяемых на обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделить денежные средства на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из общей площади жилья 33 кв. метра и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>.

Обязать администрацию Курского муниципального района <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Курский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий