Дело № 2-348/2012 г. РЕШЕНИЕ 22 мая 2012 года ст. Курская. Курский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Маркиниди В.А., с участием истца прокурора Ко., с участием истца С.С., при секретаре К., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> <адрес>, действующего в интересах С.С. к <адрес>, <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с иском, в котором указал, что <данные изъяты> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № попечителем С.С. назначена Б. По настоящее время С.С. жилья не имеет, тогда как за ним закреплено право на получение жилья при достижении совершеннолетия, которое ему так и не предоставлено, несмотря на достижение последним совершеннолетнего возраста. ДД.ММ.ГГГГ С.С. обратился к <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в связи с тем, что он является гражданином со статусом сироты и не имеет закреплённого жилья. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, что является грубым нарушением Федерального закона <адрес>ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». <адрес> просит обязать <данные изъяты> <адрес> и <данные изъяты> выделить С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом <адрес>, исходя из общей площади жилья № квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>. В судебном заседании истец <данные изъяты> <данные изъяты> действующий в интересах С.С., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Истец С.С. иск поддержал, суду пояснил, что является сиротой. В № он подал заявление о предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Ответчик – <данные изъяты> <адрес>, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не представила, однако в поданном отзыве на иск, указала, что в соответствии с законодательством <данные изъяты> <адрес> отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств, находящихся в её распоряжении. Главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотренных <адрес> «О бюджете <адрес> <данные изъяты> год» является <данные изъяты> края. С.С., как сирота состоит на учете по предоставлению жилья вне очереди. Кроме того, <данные изъяты> не является надлежащим ответчиком по делу. Ответчик - <данные изъяты> <адрес>, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представив суду возражение, в котором указало, что пунктом 6 статьи №.Федерального закона № №ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениям и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с № указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета <адрес> на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета <адрес>, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством <адрес> в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета <адрес>. Согласно Приложению <данные изъяты> к <адрес> "О бюджете <адрес> на <данные изъяты> год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в № году на реализацию <адрес> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в <данные изъяты> по <адрес>, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти <адрес> материальными и финансовыми средствами. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, отказав в удовлетворении исковых требований, поскольку они являются не надлежащими ответчиками по делу. Третье лицо <данные изъяты> <адрес>, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило письменный отзыв, в котором указало, что не возражает против доводов, изложенных в исковом заявлении, и считает, что требования, указанные в исковом заявлении подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из общей площади жилья № квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению субсидии за счет средств бюджета <адрес>, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных указанным Законом отдельных государственных полномочий были обеспечены соответствующими органами государственной власти <адрес> материальными и финансовыми средствами. Также указало, что уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является <данные изъяты> просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Третье лицо <данные изъяты> <адрес>, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, письменный отзыв не представило. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребёнком, оставшимся без попечения родителей. В свидетельстве о рождении (л.д.10) последнего в графе отец записан С.А., который согласно свидетельства о смерти (л.д.16) умер ДД.ММ.ГГГГ, в графе мать указана С.З., которая по решению <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д. 15). Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передан под опеку С.Л. (л.д.17). Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с освобождением С.Л. от обязанностей опекуна несовершеннолетнего С.С., опекуном последнего была назначена Б. (л.д.18). Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Исходя из содержания п<данные изъяты> Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении <адрес> или учреждении социального обслуживания населения <адрес>, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из обшей площади жилья № квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>. Из смысла ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе <адрес> о бюджете <адрес> на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства <адрес>, с учетом натуральных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством <адрес>, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством <адрес>. В силу ст. <адрес> №-кз от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством <адрес> и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти <адрес> материальными и финансовыми средствами. ДД.ММ.ГГГГ С.С. обратился с заявлением к <данные изъяты> <адрес> по поводу предоставления ему жилого помещения в связи с тем, что он является гражданином со статусом сироты и не имеет закреплённого жилья (л.д.8). Судом установлено, что С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учёт, однако жилое помещение ему не приобретено. Согласно представленной информации из <данные изъяты> <данные изъяты> по <адрес> право собственности у С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на недвижимое имущество, в том числе жилое помещение не зарегистрировано и не значится (л.д.13). Согласно паспортных данных С.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 9). На основании вышеизложенного суд считает, что С.С. обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Также не состоятельной суд признает ссылку ответчика о том, что <данные изъяты> <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку из исходя из смысла Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Не состоятельны ссылки и <данные изъяты> <адрес>, о том, что они ненадлежащие ответчики, поскольку <адрес> «О бюджете <адрес> на <данные изъяты> год» предусмотрено, что главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения является <данные изъяты> <адрес>. При таких обстоятельствах с учетом письменных доказательств, имеющихся в деле, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований возникновения у С.С. права на предоставление жилого помещения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление <данные изъяты> <адрес>, действующего в интересах С.С. к <данные изъяты> края, <данные изъяты> <адрес> о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать <данные изъяты> <адрес>, являющегося распорядителем денежных средств выделяемых на обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, выделить денежные средства на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом <адрес>, исходя из общей площади жилья № метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>. Обязать <данные изъяты> <адрес> предоставить С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства(субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом <адрес>, исходя из общей площади жилья <данные изъяты> квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Курский районный суд <адрес> в течение месяца дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий