Дело № 2-464/2012 года по иску Прокурора курского района в интересах Комаровой Т.И. к админитсрации Курского муниципального района, министерству строителства и архитектуры СК, министерству финансов СК о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-464/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Курская 25 июня 2012 года Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Панишенко Е.А.,

с участием зам. прокурора Курского района Пронькина А.Н, действующего в интересах Комаровой Т.И.,

представителя ответчика Касьяновой Е.И., действующей по доверенности,

при секретаре Хабалоновой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда ст.Курской гражданское дело по иску прокурора Курского района в интересах Комаровой <данные изъяты> к администрации Курского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства архитектуры Ставропольского края о предоставлении денежных средств на приобретение или строительства жилья,

у с т а н о в и л:

Прокурор Курского района Ставропольского края обратился в суд с иском в интересах Комаровой Т.И. к администрации Курского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства архитектуры Ставропольского края о предоставлении денежных средств на приобретение или строительства жилья, ссылаясь на то, что Комарова Т.И. на основании постановления главы администрации станицы Галюгаевского сельсовета Курского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «а» с указанной даты и до достижения совершеннолетия находилась под опекой Козловцевой С.В., жилого помещения в собственности не имеет.

15.02.2008 года Комарова Т.И. обратилась к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в связи с тем, что она является гражданином со статусом сироты и не имеет закрепленного жилья. Однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено, что является нарушением Федерального закона № 159 –ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей».

Прокурор просит обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, являющегося распорядителем денежных средств выделяемых на обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделить денежные средства на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 кв. метра и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Комаровой Татьяне Ивановне 02.11.1985 года рождения денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края.

В судебном заседании заместитель прокурора Курского района Пронькин А.Н., действующий в интересах Комаровой Т.И. исковые требования поддержали по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика, администрации Курского муниципального района Ставропольского края Касьянова Е.И. иск не признала, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком по делу.

Касьянова Е.И. суду пояснила, что в соответствии с законодательством, администрация Курского муниципального района Ставропольского края отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств находящихся в её распоряжении. Главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а так же находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотренных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Комарова Т.И. как сирота состоит на учете по предоставлению вне очереди жилья.

Ответчик по делу, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, указав в письменном мнении, что в соответствии с Порядком предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. За счет бюджета Ставропольского края в 2012 году на обеспечение жильем лиц вышеуказанной категории уже выделено 4401 346 рублей, в виду чего считают, что надлежащим образом исполнили свои обязательства по обеспечению жильём детей-сирот. В соответствии с законодательством Ставропольского края, органы местного самоуправления несут ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий.

Третье лицо Министерство финансов Ставропольского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, по существу требований возражений не предоставило.

Привлеченное в качестве третьего лица Министерство образования Ставропольского края надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, указав в письменном мнении со ссылкой на законы о обоснованности требований прокурора.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно абзаца третьего ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно постановления главы Галюгаевского сельсовета Курского района Ставропольского края № 34 «а» от 19.10.2001 года Комарова Т.И. 02.11.1985 года рождения, как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте была предоставлена под опеку Козловцевой С.В., поскольку мать последней Комарова А.В. лишена родительских прав в отношении дочери, а отец Комаров И.И. находился в местах лишения свободы.

Отсюда Комарова Т.И. являлось лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; в соответствии с ч. 1ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детства в соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Так согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2006 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жило­го помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещения­ми.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из обшей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края № 7-кз от 16.03.2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края.

В силу ст. 12 Закона Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 года органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Согласно Постановления Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 № 330-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно представленной информации из ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Курский филиал Ставропольского края, Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, право собственности Комаровой Т.И., ее родителей на недвижимое имуществ, в том числе жилое помещение не зарегистрировано.

15.02.2008 года Комарова Т.И. обратилась с заявлением к начальнику отдела образования Курского муниципального района по поводу включения в список претендентов на предоставление жилого помещения в связи с тем, что является гражданкой со статусом сироты, оставшейся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилья.

Согласно справок администрации муниципального образования станицы Галюгаевской Курского района Ставропольского края, Комарова Т.И. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 12).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Комарова Т.И. окончила в 2004 году профессионального училища № 13 в г. Моздок РСО-Алания (дипломом государственного образца Д № 179835 выдан 24.06.2004 года регистрационный номер 83), что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает ей право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по его выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из обшей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В предварительном судебном заседании Комарова Т.И. суду пояснила, что согласна на предоставление денежных средств на приобретение жилья.

Не состоятельной суд признает ссылку ответчика о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку из исходя из смысла Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправление муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилого помещения детям- сиротам и детям оставшимся без попечения родителей.

На основании вышеизложенного суд находит требования прокурора законными и обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 193- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Курского района в интересах Комаровой <данные изъяты> к администрации Курского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства архитектуры Ставропольского края о предоставлении денежных средств на приобретение или строительства жилья удовлетворить.

Обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, являющегося распорядителем денежных средств выделяемых на обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделить денежные средства на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 кв. метра и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края предоставить Комаровой <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий