Дело № 2-417-2012 г. Решение от 18.07.2012 года по исковому заявлению прокурора Курского района к администрации МО Рощинского сельсовета о признании неправомерными действий органа местного самоуправления



Дело № 2-417/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2012 года ст. Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Миронюка С.Н.,

при секретаре ФИО3,

с участием прокурора ФИО4,

представителя третьего лица ФИО5, представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что согласно адресной справки администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> ФИО1, ФИО7 Патимат зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, кошара, . Согласно данным Курского филиала ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» данное помещение является нежилым помещением. При этом согласно домовой книги администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> в указанном помещении значатся ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 Патимат с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно нормативно-правовым актам 1982, 1986 года прописка производилась только в жилые помещения. Кроме того согласно действующему законодательству регистрация по месту жительства гражданина Российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях. Постройка, расположенная по адресу: <адрес>, кошара, , под определение жилого помещения не подпадает. Истец просит признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> при решении вопроса о регистрации по месту жительства ФИО1 и ФИО7 ФИО8 по адресу: <адрес>, кошара ; обязать администрацию муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> снять с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, кошара , ФИО1 и ФИО7 Патимат.

В судебном заседании прокурор ФИО4 заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Ответчик администрация муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес>, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило отзыв, в котором указало, что возражений по иску прокурора не имеет, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо ФИО6, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, возражений по существу иска не представила.

Представитель третьего лица адвокат ФИО5, привлеченная к участию в деле в порядке ст. 50 ГПК РФ, с иском не согласилась.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Судом установлено, что в администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> имеются домовые книги, содержащие сведения о регистрации граждан по месту жительства на территории данного муниципального образования, регистрация производилась работниками администрации.

Как следует из адресной справки администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> ФИО7 Патимат зарегистрирована по адресу: <адрес>, кошара с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 8).

Согласно адресной справки администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, кошара с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 9).

Согласно домовой книги администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> зарегистрированными по адресу: <адрес>, кошара , значатся ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 Патимат с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).

Правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утверждённом постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому граждане прописывались по месту жительства (на жилой площади).

Ранее действующей ст. 5 ЖК РСФСР предусматривалось включение в состав жилищного фонда жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд, жилых домов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилых домов и квартир, находящихся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включались также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применялись правила, установленные для общественного жилищного фонда.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введён регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Указанной статьей установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает, что под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом- интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 данного Закона граждане при обращении к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом предъявляют паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Отсюда, как ранее действующим законодательством, так и законодательством, действующим на момент рассмотрения дела предусматривалось, что прописка, а затем и регистрация по месту жительства осуществлялись и осуществляются только в жилых помещениях.

Согласно данных ГУП «Крайтехинвентаризация» указанный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, кошара , является не жилым (л.д. 12-15).

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признаётся индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

При этом, согласно ст. 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Статья 249 ГПК РФ предусматривает, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Администрацией муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес>, а также третьими лицами суду не представлено доказательств, подтверждающих статус жилого помещения на момент регистрации. У должностных лиц осуществляющих регистрацию указанных лиц отсутствовали документы, подтверждающие переоборудования производственного помещения в жилые, где они были зарегистрированы, отсутствовали и правоустанавливающие документы.

При таких обстоятельствах суд признаёт неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> при решении вопроса о регистрации по месту жительства ФИО1 и ФИО10 по адресу: <адрес>, кошара и считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> обязанность снять ФИО1 и ФИО7 ФИО9 с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, кошара, .

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> к администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации удовлетворить.

Признать действия должностных лиц администрации муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> при решении вопроса о регистрации по месту жительства ФИО1 и ФИО11 по адресу: <адрес>, кошара, , неправомерными.

Обязать администрацию муниципального образования Рощинского сельсовета <адрес> снять с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, кошара , ФИО1 и ФИО12.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий