Дело № 2-559-2012 г. Решение от 17.07.2012 г. по заявлению Ставропольского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО Полтавского сельсовета Курского района СК



Дело № 2-559/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2012 года ст. Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Миронюка С.Н.,

при секретаре ФИО2,

с участием прокурора ФИО4,

представителей заинтересованных лиц ФИО3, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес>. Проверкой установлено, что в границах муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> в 10 метрах от <адрес> на русле реки Кура расположено гидротехническое сооружение в виде насыпной земляной дамбы (утрамбованный грунт). Параметры гидротехнического сооружения: длина - 70 м., ширина - 4 м., высота - 4 м. Географические координаты дамбы: 44°1"30" с.ш., 44°46"11" в.д.. Дамба находится в неудовлетворительном (аварийном) состоянии, оборудована донным водосбросом, который засорен иловыми наносами, осыпавшимся грунтом дамбы. Проектная документация на дамбу отсутствует, собственника и эксплуатирующей организации не имеется, отсутствуют локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. На момент осмотра в водном объекте (реке Кура), на котором расположено гидротехническое сооружение, имеется вода. Безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, особенно в период паводка. В случае разрушения гидротехнического сооружения и прорыве воды возможно затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде. По данным <адрес> отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше ГТС не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется, меры к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет органами местного самоуправления не принимались. В полномочия иных органов, обращение с таким заявлением не входит. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязана: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности; гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона по поддержанию надлежащего технического состояния плотины, обеспечивающего безопасность её эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Проверкой установлено, что несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в виду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> не принимаются меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Бездействие администрации муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций. Заявитель просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес>, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (гидротехнического сооружения) - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> в 10 метрах от <адрес> на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"30" с.ш., 44°46"И" в.д.). Возложить на администрацию муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> обязанность обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (гидротехнического сооружения) - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> в 10 метрах от <адрес> на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"30" с.ш., 44°46"11" в.д.).

В судебном заседании прокурор ФИО4 заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представители заинтересованного лица ФИО3, ФИО5 с заявлением Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора не согласились, суду пояснили, что гидротехнические сооружения в собственности администрации муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> не находились и на балансе администрации не состоят и не состояли. Гидротехнические сооружения находятся на водных объектах, которые находятся в государственной собственности. Прилегающие земельные участки находятся в собственности Курского муниципального района <адрес>. Администрация муниципального образования Полтавского сельсовета по вопросу постановки на учет бесхозяйного имущества в Росреестр не обращалась ввиду отсутствия указанного гидротехнического сооружения на балансовом учете и отсутствии денежных средств.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым заявление прокурора Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом установлено, что гидротехническое сооружение – насыпная земляная дамба, расположенная в границах муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> в 10 метрах от <адрес> на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"30" с.ш., 44°46"И" в.д.).

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на указанное гидротехническое сооружение право собственности не зарегистрировано (л.д. 10).

По сообщению отдела имущественных, земельных отношений администрации Курского муниципального района <адрес> N 265/02-05 от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости насыпная земляная дамба, расположенная в границах муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> на русле реки Кура в реестре имущества муниципальной собственности Курского муниципального района <адрес> не значится (л.д. 18).

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что к вопросам, как сельского поселения, так и муниципального района относится предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (п. 8 ч. 1 ст. 14 и п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона).

Согласно п. 9, 24, 26 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Полтавского сельского сельсовета <адрес> к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий в границах поселения.

В соответствии со ст.ст. 3,9 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязана: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности; гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Как установлено в судебном заседании, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределения балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющее реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

В связи с тем, что такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес>, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Таким образом, учитывая, что у гидротехнического сооружения - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> в 10 метрах от <адрес> на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"30" с.ш., 44°46"11" в.д.) нет собственника, суд приходит к выводу о том, что указанное сооружение является бесхозяйной недвижимостью, которая при наступлении определенных обстоятельств может представлять опасность для жизни и здоровья людей.

На основании изложенного, руководствуясь главой 25, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес>, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (гидротехнического сооружения) - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> в 10 метрах от <адрес> на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"30" с.ш., 44°46"11" в.д.).

Возложить на администрацию муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> обязанность обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (гидротехнического сооружения) - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета <адрес> в 10 метрах от <адрес> на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"30" с.ш„ 44°46"11" в.д.).

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Курский районный суд Ставропольского края.

Председательствующий