Дело № 2-560/2012 решение от 19.07.2012 года по заявлению межрайонного природоохранного прокурора на бездействие администрации Полтавского сельсовета при решении вопроса о регистрации безхозяйного объекта



Дело № 2-560/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2012 года ст. Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Цамалаидзе В.В.,

при секретаре Габриелян С.Б.,

с участием прокурора Касютина Д.Л.,

представителей заинтересованных лиц Абаджева В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района. Проверкой установлено, что в границах муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района в 30 метрах от ул. Октябрьской с. Полтавского Курского района на западной окраине на русле реки Кура расположено гидротехническое сооружение в виде насыпной земляной дамбы (утрамбованный грунт). Параметры гидротехнического сооружения: длина - 200 м., ширина - 6 м., высота – 4 м. Географические координаты дамбы: 44°1"12" с.ш., 44°45"13" в.д.. Дамба оборудована донным водосбросом, который засорен строительным мусором, бытовыми отходами, растительностью, находится в неудовлетворительном (аварийном) состоянии, оборудована донным водосбросом, который засорен грунтом, растительностью. Проектная документация на дамбу отсутствует, собственника и эксплуатирующей организации не имеется, отсутствуют локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. На момент осмотра в водном объекте (реке Кура), на котором расположено гидротехническое сооружение, имеется вода. Безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, особенно в период паводка. В случае разрушения гидротехнического сооружения и прорыве воды возможно затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде. По данным Курского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, право собственности на указанное выше ГТС не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется, меры к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет органами местного самоуправления не принимались. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечить соблюдение требований Закона № 117-ФЗ, по поддержанию надлежащего технического состояния плотины, обеспечивающего безопасность её эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Между тем, проверкой установлено, что несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в виду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района не принимаются меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Бездействие администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций. Заявитель просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (гидротехнического сооружения) - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района в 30 метрах от ул. Октябрьской с. Полтавского Курского района на западной окраине на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"12" с.ш., 44°45"13" в.д.). Возложить на администрацию муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района обязанность обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (гидротехнического сооружения) - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района в 30 метрах от ул. Октябрьской с. Полтавского Курского района на западной окраине на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"12" с.ш., 44°45"13" в.д.).

В судебном заседании прокурор Касютин Д.Л. заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Абаджев В.М. с заявлением Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора согласился, суду пояснил, что гидротехнические сооружения, находящиеся на территории администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края действительно находятся в аварийном состоянии, однако ввиду отсутствия денежных средств, последняя была лишена возможности постановки на учет бесхозяйного имущества в Росреестре.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым заявление прокурора Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом установлено, что гидротехническое сооружение – насыпная земляная дамба, расположенная в границах муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района находится в 30 метрах от ул. Октябрьской с. Полтавского Курского района на западной окраине на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"12" с.ш., 44°45"13" в.д.).

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на указанное гидротехническое сооружение право собственности не зарегистрировано (л.д. 10).

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года установлено, что к вопросам, как сельского поселения, так и муниципального района относится предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (п. 8 ч. 1 ст. 14 и п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона).

Согласно п. 9, 24, 26 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Полтавского сельского сельсовета Курского района Ставропольского края к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года (в редакции от 03.11.2010 года) № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий в границах поселения.

В соответствии со ст.ст. 3,9 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязана: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности; гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Как установлено в судебном заседании, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределения балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющее реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

В связи с тем, что такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Таким образом, учитывая, что у гидротехнического сооружения - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района в 100 метрах от дома № 43 по ул. Центральной х. Привольного Курского района на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°2"8" с.ш., 44°37"38" в.д.) нет собственника, суд приходит к выводу о том, что указанное сооружение является бесхозяйной недвижимостью, которая при наступлении определенных обстоятельств может представлять опасность для жизни и здоровья людей.

На основании изложенного, руководствуясь главой 25, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (гидротехнического сооружения) - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района в 30 метрах от ул. Октябрьской с. Полтавского Курского района на западной окраине на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"12" с.ш., 44°45"13" в.д.).

Возложить на администрацию муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района обязанность обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (гидротехнического сооружения) - насыпной земляной дамбы, расположенной в границах муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района в 30 метрах от ул. Октябрьской с. Полтавского Курского района на западной окраине на русле реки Кура (географические координаты дамбы: 44°1"12" с.ш., 44°45"13" в.д.).

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Курский районный суд Ставропольского края.

Председательствующий