Дело № 2-565-12 г. Решение от 26.07.2012 г. по исковому заявлению Костенко А.И. к администрации МО Курского сельсовета о признании незаконным действия администрации МО Курского сельсовета об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом поме



Дело № 2-565/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 года ст.Курская

Курский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Миронюка С.Н.,

при секретаре ФИО6,

с участием представителя истца ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Курского сельсовета <адрес> о признании действия администрации муниципального образования Курского сельсовета <адрес> об отказе в постановке ФИО2 на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. В мае 2012 года она обратилась в администрацию Курского сельсовета Ставропольского края с заявлением о включении её в списки очередников по улучшению своих жилищных условий и предоставлении ей жилья как инвалиду и участнику Великой Отечественной Войны. Однако администрацией Курского сельсовета Ставропольского края было отказано в удовлетворении заявления с письменным извещением заявителя. Поводом отказа послужила обеспеченность площадью жилого помещения на одного члена данной семьи. На момент постановки на учет она не являлась нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения. Совместное проживание в жилом доме, принадлежащем её сыну, становится невыносимым. Неоднократно происходят ссоры с проживающим совместно с нею сыном и внуком, так как она находится в преклонном возрасте, требует покоя и много внимания к себе, которое не получает от своих близких. Однако должностными лицами администрации Курского сельсовета <адрес> не приняты во внимание, что пристройка к жилому дому не является жилым помещением. В жилом доме по адресу: <адрес>, ст. Курская, <адрес> всего одна комната – спальная комната сына и внука, ей же предоставлен угол в зале. Истец просит признать действия администрации муниципального образования Курского сельсовета <адрес> об отказе в постановке на учет её вдовы участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными; обязать администрацию муниципального образования Курского сельсовета <адрес> поставить её на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 ФИО7 исковые требования уточнила, просила отменить решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья; признать за ФИО1 право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Ответчик, администрация муниципального образования Курского сельсовета <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в представленном отзыве указал, что согласно представленным ФИО1 документам она проживает в жилом доме общей площадью 44,5 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>, ст. Курская, <адрес>. Указанное домовладение принадлежит на праве собственности сыну истца ФИО3. Кроме истца в указанном домовладении проживают еще 2 человека – сын ФИО3 и внук ФИО4. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена данной семьи составляет 14,84 кв. м. ФИО1 и члены её семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы. Также администрация муниципального образования Курского сельсовета <адрес> просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета <адрес> вынесла решение об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья, причиной отказа послужили выводы названной комиссии о том, что ФИО1 и члены её семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более учётной нормы на основании ст. 51 ЖК РФ (л.д. 8).

Истец является вдовой участника Великой Отечественной войны (л.д. 26).

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах".

Основная цель принятого Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Согласно редакции Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до вступления в силу указанных изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В 2008 году на уровне политического руководства государства принято решение закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет нуждающихся в получении жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ. В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", которым поставлена задача до ДД.ММ.ГГГГ завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

В целях финансового обеспечения решения данной проблемы был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый перио<адрес> 2010 годов" внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Ветераны, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации должен определяться объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан, определённые Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильём отсутствует.

Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данному Указу Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

Так же в Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" внесены изменения, исключены из пункта 1 слова "до ДД.ММ.ГГГГ" и "и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ".

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Так, ст. 51 ЖК РФ определяет, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Судом установлено, что истец проживает в домовладении своего сына ФИО3, однако они не ведут общее хозяйство, поскольку у ФИО1 имеется самостоятельный источник средств к существованию, достаточный для обеспечения продуктами питания, а также необходимыми условиями для жизни. Совместное проживание в жилом доме, принадлежащем сыну становится невыносимым. Неоднократно происходят ссоры с проживающим совместно с нею сыном и внуком, а она находится в преклонном возрасте и требует покоя и много внимания к себе.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Как следует из материалов дела ФИО1 не является собственницей жилых помещений, что подтверждается сведениями Курского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, а также сведениями Курского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» (л.д.49, 50).

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что ФИО1, являясь членом семьи собственника жилого помещения, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека более учётной нормы, поскольку, проживая в домовладении, принадлежащем ФИО3, ФИО1 не является членом семьи последнего.

Указанное выше свидетельствует о том, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 не являлась нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственницей жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном. В связи с чем, суд приходит к выводу о законном характере исковых требований ФИО1.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к администрации муниципального образования Курского сельсовета <адрес> о признании действия администрации муниципального образования Курского сельсовета <адрес> об отказе в постановке ФИО1 на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным удовлетворить.

Решение комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Курского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья отменить.

Признать за ФИО1 право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: